Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия приняли участие в семинаре для руководителей и юристов организаций малого и среднего бизнеса, проведённого 17.02.2010 года на базе ГУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия»

На семинаре рассматривались вопросы, касающиеся:

-порядка представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (начальник отдела организации надзора Больщикова Е.К.)

-соблюдения законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг возмездного характера (заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Шемсутдинова Г.Э.)

-соблюдения требований санитарного законодательства в предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами (заместитель начальника отдела санитарного надзора Чумакова Е.П.)

-организация надзорных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (начальник отдела юридического обеспечения Борисова Г.В.).

Концепцией государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса на современном этапе является создание режима наибольшего благоприятствования для его развития.

В качестве одного из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля является преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для её осуществления.

Представление уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности предусмотрено статьёй 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Данный вопрос является актуальным для нашей республики, так как за 6 месяцев 2009 года, с момента вступления в силу указанной статьи (1 июля 2009 года) для регистрации представлено всего 33 уведомления, в то время как в налоговой базе за этот период зарегистрировано 2590 ИП и ЮЛ. Даже с учётом того, что не все они занимаются теми видами деятельности, по которым законом предусматривается подача уведомлений, можно сделать вывод, что ИП и ЮЛ игнорируют требования статьи 8 ФЗ-294.

Законом определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 584 Об уведомительном порядке начала осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, изданным в целях реализации 294-го закона, в качестве такого уполномоченного органа определена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. На территории РМ функции по приёму и регистрации уведомлений осуществляет Управление Роспотребнадзора по РМ.

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе следующих видов деятельности:

1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания (деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания)

2) предоставление бытовых услуг (ремонт, окраска и пошив обуви ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий изготовление и ремонт мебели химическая чистка и крашение, услуги прачечных техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий услуги бань и душевых парикмахерские услуги)

3) предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания

4) розничная торговля - розничная торговля в неспециализированных магазинах, розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах, розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами, розничная торговля в палатках и на рынках (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами)

5) оптовая торговля - оптовая торговля пищевыми продуктами, оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами)

6) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей)

7) предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше двух тонн пятисот килограммов - деятельность грузового специализированного и неспециализированного транспорта (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей)

8) производство текстильных материалов, швейных изделий (ткацкое производство производство готовых текстильных изделий, кроме одежды производство прочих текстильных изделий, производство трикотажного полотна, производство трикотажных изделий)

9) производство одежды (производство изделий из кожи производство одежды из текстильных материалов и аксессуаров одежды)

10) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви (дубление и отделка кожи производство чемоданов, сумок и аналогичных изделий из кожи и других материалов производство шорно-седельных и других изделий из кожи производство обуви)

11) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели (распиловка и строгание древесины пропитка древесины производство шпона, фанеры, плит, панелей производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярные изделия)

12) издательская и полиграфическая деятельность (полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области)

13) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий - техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники, включая контрольно-кассовую технику (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны)

Федеральным законом от 27 декабря 2009г. N365-ФЗ перечень видов предпринимательской деятельности дополнен. В него включены:

14) производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий

15) производство молока и молочной продукции

16) производство соковой продукции из фруктов и овощей

17) производство масложировой продукции

18) производство сахара

19) производство мукомольной продукции

20) производство безалкогольных напитков.

Предъявление контролирующими органами требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе перечисленных видов деятельности не допускается.

Форма уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и порядок представления таких уведомлений, а также порядок их учета определены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 584 Об уведомительном порядке начала осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности.

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Управление Роспотребнадзора по РМ после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.

Заявитель представляет уведомление в 2 экземплярах в Управление Роспотребнадзора по РМ непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении.

К уведомлению прилагаются:

а) копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей

б) копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах.

В Управлении Роспотребнадзора по РМ уведомление регистрируется с присвоением ему регистрационного номера. Один экземпляр уведомления остается в Управлении, а второй вручается (направляется) заявителю. Информация о зарегистрированных уведомлениях размещается в сети Интернет.

Для того, чтобы процедура регистрации не затягивалась, уведомление должно быть заполнено в строгом соответствии с требованиями, а именно, должно быть правильно указано наименование Управления Роспотребнадзора по РМ, полное и сокращённое, в том числе фирменное (при наличии) наименование, почтовый адрес места нахождения ЮЛ, в том числе, его филиалов и представительств, мест фактического осуществления заявленного вида деятельности, мест фактического осуществления заявленного вида деятельности ИП с указанием почтового индекса, организационно-правовая форма ЮЛ, ФИО (полностью) ИП, вид деятельности и выполняемые в его составе работы (услуги).

В уведомлении также указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. Данная информация внесена в бланк уведомления. Соответствие её действительности заверяется подписью ИП, руководителя ЮЛ и печатью.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые осуществляют указанные виды деятельности, в случае непредставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности или представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Всю необходимую информацию по вопросу уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (нормативные документы, бланк уведомления) можно получить на сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия по адресу www.13.rospotrebnadzor.ru

Кроме того, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в письменной форме дополнительно в Управление Роспотребнадзора по РМ сведения о следующих изменениях:

1) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности

2)изменение места жительства индивидуального предпринимателя

3) реорганизация юридического лица.

Данные сведения представляются в Управление Роспотребнадзора по РМ не позднее чем в течение десяти рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия сообщает, что по итогам 2009 года в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства проведено 1317 плановых и внеплановых проверок.

При проведении плановых проверок в организациях торговли наиболее часто регистрировались следующие нарушения санитарного законодательства:

- нарушение установленных изготовителем сроков годности пищевых продуктов в предприятиях, осуществляющих фасовку пищевых продуктов выявлялись факты установления завышенных (по сравнению с установленными изготовителем) сроков годности на потребительской упаковке

- несоблюдение требований по раздельному хранению и взвешиванию сырой и готовой к употреблению пищевой продукции

-нарушение температурных режимов хранения скоропортящейся продукции (т.е. продукции при хранении и реализации которой необходимо обеспечить t +2 - +6оС) нарушение температурных режимов, установленных изготовителем (при реализации пресервов, замороженной продукции)

- в связи с введением в Российской Федерации Технических регламентов на молоко, молочную продукцию соковую продукцию из фруктов и овощей масложировую продукцию регистрируются факты продажи продукции, не соответствующих требованиям Технических регламентов по маркировке потребительской упаковки и не доведении до потребителей полной и достоверной информации о товаре, располагаемой производителем на листах вкладышах и др.

- отсутствие документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность (сертификаты, декларация о соответствии, качественные удостоверения на отечественную продукцию (кроме соковой и молочной продукции), свидетельство о государственной регистрации на соковую продукцию для детского питания и др.)

- не сохранение маркировочных ярлыков с транспортной или групповой тары, что не позволяет идентифицировать продукцию

- несоблюдение требований к мытью и дезинфекции торгового оборудования и разделочного инвентаря, что является следствием отсутствия моечных раковин, горячей воды

- нарушение периодичности прохождения медицинского осмотра и гигиенического обучения персоналом

- усиливающийся шумовой фактор при эксплуатации организаций торговли, встроенных и встроено - пристроенных к жилым зданиям, обусловленный деятельностью большого объема холодильного оборудования, кондиционеров.

В организациях общественного питания регистрируются следующие нарушения, которые могут привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний:

- не обеспечение поточности технологических процессов при обработке сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов при изготовлении полуфабрикатов и блюд, что является следствием недостаточного набора производственных помещений и широкого ассортимента вырабатываемой продукции

- нарушение режимов мытья кухонной посуды, столовой посуды, инвентаря в результате совмещения моечных помещений или отсутствия необходимого набора раковин для ручного мытья посуды не обеспечение мощности посудомоечной машины потребностям предприятия

- не соблюдение персоналом правил личной гигиены, в результате отсутствия раковин для мытья рук в производственных цехах, совмещение санузлов для посетителей с санузлами для персонала

- прием пищевых продуктов без документов, подтверждающих качество и безопасность

- прием персонала без прохождения предварительных медицинских осмотров и нарушение периодичности медицинского осмотра

- превышение допустимых уровней звука при работе звуковоспроизводящей и звукоусилительной аппаратуры в предприятиях общественного питания, встроенных в жилые здания

- несвоевременное проведение ремонтных работ в производственных помещениях предприятий, данные помещения предстают в разительном контрасте с помещениями для посетителей

- нарушение требований к монтажу вентиляционной системы предприятий встроено-пристроенных к жилым домам

- не соблюдение требований к раздельному хранению в холодильном оборудовании сырой продукции, полуфабрикатов и готовой продукции

- не ведется предусмотренная документация: бракеражный журнал, журнал осмотра на гнойничковые заболевания.

При выявлении указанных нарушений, в соответствии с КоАП РФ, должностные лица, граждане и юридические лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа или административного приостановления деятельности (до 90 суток). За невыполнение в установленные сроки предписания, выданного по результатам проверки, предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

26 декабря 2008 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), который в основной части вступил в юридическую силу с 1 мая 2009 года.

Федеральный закон № 294-ФЗ по мысли его разработчиков, должен был кардинально изменить систему властеотношений между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, с одной стороны, и государственными и муниципальными органами, с другой стороны, должен вывести на новый уровень отношения государства и бизнеса, придать им взаимовыгодный и вместе с тем взаимоответственный характер.

Принятие данного закона берет свое начало с Указа Президента РФ от 15 мая 2008г. № 797 О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.

Как следует из наименования данного нормативного документа, основная его цель - ликвидация административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, и в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.

В частности, Правительству РФ было поручено разработать и внести в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, предусматривающие:

- усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)

- преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности ограничение прав контролирующих органов при проведении плановых и внеплановых мероприятий по контролю

- исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности и др.

Итак, Федеральный закон № 294-ФЗ, заменил собой Федеральный закон от 8 августа 2001г. N 134-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ его положения распространяются на отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Как и Федеральный закон № 134-ФЗ, Федеральный закон № 294-ФЗ содержит в себе исчерпывающий перечень мероприятий по контролю, на которые его нормы не распространяются (например, финансовый контроль, налоговый контроль, валютный контроль и т.п., а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, осуществлении прокурорского надзора, проведении административного расследования, расследовании причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве ит.д.). Управление составляет акт санитарно-эпидемиологического расследования по распоряжению о проведении санитарно-эпидемиологического расследования.

В отличие от Федерального закона № 134-ФЗ, который использовал понятие мероприятий по контролю, новый закон вводит новое понятие - проверка. В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.

При этом общими являются требования о том, чтобы проверка проводилась уполномоченными органами, а также о том, чтобы все мероприятия по контролю соответствовали предмету контроля.

Федеральным законом от 17 июля 2009г.№ 164-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О защите конкуренции и отдельные законодательные акты Российской Федерации в вышеуказанные положения внесены изменения.

Одним из новых определений в Законе является уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности - документ, который представляется зарегистрированными в установленном порядке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган исполнительной власти и посредством которого юридическое лицо, индивидуальный предприниматель сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям.

Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности направляется после государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и постановки их на налоговый учёт до начала фактического осуществления деятельности.

Форма уведомления и порядок его представления установлен постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. №584 Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг перечисленных мной (т.е. бытовых услуг, торговли, общественного питания и др. видов деятельности), не допускается.

Уведомление подлежит обязательному своевременному обновлению (дополнению, изменению) в случае изменения адреса места осуществления предпринимательской деятельности, реорганизации юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя.

Организация и проведение плановой и внеплановой проверки.

Федеральный закон № 294-ФЗ в зависимости от оснований проведения выделяет плановые и внеплановые проверки предпринимателей и юридических лиц. В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований (и требований, установленных муниципальными правовыми актами), а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля ежегодных планов. План должен быть доведён до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальных сайтах проверяющих органов в сети Интернет либо иным доступным способом.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются сведения, предусмотренные п.4 ст. 9 Федерального закона 294 - ФЗ, в частности:

1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки

3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки

4) наименование органа государственного контроля (надзора), проводившего плановую проверку.

При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года .

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и выездной проверки.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний проверяющих органов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, (по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда и т.д.).

Основанием для проведения внеплановой проверки согласно ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ является:

1. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований

2. поступление в проверяющие органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

- причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены)

- приказ руководителя органа государственного контроля изданный в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ.

Обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о защите прав потребителей, о возникновении угрозы причинения вреда или причинении вреда, жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановая проверка проводится также в форме документарной проверки и выездной проверки.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена органами государственного контроля только после согласования с органом прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №209 - ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ к данным субъектам относятся: потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), а также физические лица - ИП, КФХ (хозяйства) соответствующие условиям: по средней численности работников для предприятий среднего предпринимательства - от 100 до 250 человек для субъектов малого предпринимательства до 100 человек для малых предприятий, микропредприятий до 15 человек (следующее условие от выручки)

Форма заявления о согласовании органом государственного контроля с прокуратурой проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. №141 О реализации положений Федерального закона О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Порядок согласования органом государственного контроля с прокуратурой проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства, устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009г. № 93.

В день подписания распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства в целях согласования ее проведения орган государственного контроля, представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в районную прокуратуру (по месту осуществления деятельности субъектов малого или среднего предпринимательства) заявление о согласовании. К заявлению прилагаются копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения. Следовательно, если заявление направляются в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, прилагаемы документы (жалоба например и само распоряжение) должны также направляться по электронке (путём сканирования).

Заявление о согласовании рассматривается органом прокуратуры в день их поступления.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

В соответствии с ч.11 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки (т.е. отсутствие в направленной информации сведений о возникновении угрозы причинения вреда или о причинении вреда, жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде)

3) неправильное оформление распоряжения о проведении проверки (т.е. не в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ)

4) несоответствие предмета проверки полномочиям органа государственного контроля

5) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного

6) юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно известив органы прокуратуры о проведении мероприятий по контролю, в течение двадцати четырех часов (направив распоряжение и др. документы). Прокурор принимает решение о согласовании проведения проверки в день поступления соответствующих документов.

Решение о согласовании проверки или об отказе в согласовании оформляется прокурором в письменной форме в двух экземплярах и направляется соответствующему органу в день принятия решения.

Если требуется незамедлительное проведение проверки, копия решения о согласовании проведения проверки направляется прокуратурой в орган государственного контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети (по телефону).

Решение прокурора о согласовании проведения проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Например, при внеплановой выездной проверки, если индивидуальный предприниматель отказался от ознакомления с распоряжением, то уведомлять не обязательно, а с распоряжением ознакомить обязаны, распоряжение направляется по почте либо телеграфом.

О проведении внеплановой выездной проверки, проводимой на основании проверки ранее выданного предписания, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой проверки не требуется.

Федеральным законом № 294-ФЗ все проверки в зависимости от предмета и места проведения разделены на документарные и выездные. Как документарная, так и выездная проверки могут быть проведены в ходе проведения и плановых, и внеплановых проверок.

Предметом документарной проверки в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля. Таким образом, в процессе проведения документарной проверки в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении проверяющих: уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и т.д.

Документарная проверка проводится по месту нахождения проверяющего органа.

Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении проверяющего органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований проверяющий орган направляет в адрес юр.лица, индивидуального предпринимателя запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

При этом действует общее правило о том, что проверяющий орган не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в проверяющий орган указанные в запросе документы в виде надлежащим образом заверенных копий в случае не предоставления вышеуказанных документов в установленный срок, возбуждается дело об административном правонарушении по ст.19.7 КоАП РФ.

Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки или противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у проверяющего органа документах, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Вместе с такими пояснениями юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов, которые должны быть рассмотрены должностным лицом, проводящим документарную проверку.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений проверяющий орган установит признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица проверяющего органа вправе провести выездную проверку.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Предметом выездной проверки в силу ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя или по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка может быть проведена только в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении проверяющего органа документах юридического лица, индивидуального предпринимателя

- оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения именно плановой выездной проверки не может превышать 50 ч для малого предприятия и 15 ч для микропредприятия в год. Таким образом предприятия относящиеся к субъектам среднего предпринимательства с численностью от 101 до 250 работников органы государственного контроля имеют право проверять 20 рабочих дней.

Однако в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц проверяющего органа, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на 15 ч.

Федеральным законом N 294-ФЗ подробно регламентирована процедура проведения проверки и оформления ее результатов.

Любая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя проверяющего органа.

Проверка может проводиться только теми должностными лицами которые указаны в распоряжении, другие лица осуществляют проверку незаконно.

Для нас новым в распоряжении является указание в нём:

- фамилий, имен, отчеств, привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций

- сроков проведения и перечня мероприятий по контролю (т.е. сроков проведения различных исследований, отборов проб и т.д. исходя из определения мероприятия по контролю)

- перечня документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Заверенные копии распоряжения или приказа вручаются должностными лицами проверяющего органа, проводящими проверку, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица обязаны представить информацию об этих органах в целях подтверждения своих полномочий (представить вероятней всего в устной форме, в законе не указано конкретно в какой форме, ссылкой на соответствующие нормативные акты).

По просьбе юридического лица, индивидуального предпринимателя, должностные лица органа государственного контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом.

Ограничения при проведении проверки.

В случае возникновения необходимости по отбору образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений, все эти мероприятия оформляются соответствующими протоколами.

Выездная проверка в силу ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ не может быть проведена в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая, когда основанием для проведения проверки послужила поступившая информация о причинении вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.

Проверяющий не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.

Помимо сроков, есть другие не менее важные ограничения, касающиеся проверяющих лиц.

Проверяющие лица не вправе проверять выполнение требований, контроль выполнения которых не относится к полномочиям органа власти, от имени которого действуют проверяющие.

Неправомерными являются требования органов государственного контроля о представлении документов (изъятии их оригиналов), информации, имущества, если они не относятся к объектам проверки или предмету проверки. В законе не говорится о праве изымать имущество (оборудование). Отдельное ограничение определено в части выдачи юр.лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю. После проведения проверки контролирующим органам также запрещается распространять полученную о проверяемом лице информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну.

Порядок оформления результатов проверки.

Непосредственно после завершения проверки должностными лицами проверяющего органа, проводящими проверку, составляется акт по форме, установленной приказом Минэкономразвития, в двух экземплярах.

В акте проверки указываются те же сведения которые раннее были предусмотрены Федеральным законом № 134-Ф3 от 08.08.2001г.

(Напомню о тех сведениях, которые и по сей день забываем вносить в Акт: указывать в акте - Ф.И.О. всех лиц в отношении которых составлены протоколы, проставлять подпись всех должностных лиц в конце акта, проводивших мероприятие по контролю и др.)

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля.

К акту проверки прилагаются составленные в ходе проверки протоколы, объяснения работников проверенного предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия указанных лиц, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле проверяющего органа (на сегодняшний день мы самостоятельно пишем расписку об отказе в ознакомлении и освидетельствуем данную расписку своей подписью в акте).

В отношении оформления результатов проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, для проведения которой установлено требование о ее согласовании с органами прокуратуры, копия акта проверки направляется в прокуратуру в течении 5 - ти рабочих дней со дня составления акта проверки.

В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по установленной федеральным органом исполнительной власти форме.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий проверяющий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в проверяющий орган.

В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, должностные лица обязаны

1. выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения,

2. принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде,

3. составить протокол об административном правонарушении.

Если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) и т.д. представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, или такой вред причинен, проверяющий орган обязан:

-составить протокол о временном запрете деятельности юридического лица, его филиала, представительства, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ,

-отозвать продукцию представляющую опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота (в порядке, установленном административными регламентами), предписанием и довести до сведения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда.

Должностные лица проверяющего органа при проведении проверки обязаны учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей.

О грубейших нарушениях.

Нововведением Федерального закона № 294-ФЗ является положение о том, что результаты проверки, проведенной проверяющим органом с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень грубых нарушений установлен в ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ. К ним, например, относятся: отсутствие оснований проведения проверки, нарушение сроков и времени проведения проверки, нарушение процедуры оформления проверки, проведение проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательств без согласования с органами прокуратуры, без распоряжения или приказа руководителя органа власти, истребование документов, не относящихся к предмету проверки, или непредставление проверенному лицу акта проверки.

Даже если совершено одно из перечисленных грубых нарушений проведения контрольных мероприятий, проверяемое лицо может избежать ответственности, подав заявление об отмене и недействительности результатов проведенной с грубым нарушением проверки.

Кроме того, проверяющий орган, их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, ст. 169 УК РФ).

Более того, в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 294-ФЗ вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц проверяющего органа, признанных неправомерными (в судебном порядке), подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов

Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

за нарушение закона.

При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.