заседания коллегии Роспотребнадзора по РМ от 19.05.2010г. на тему: О вопросах и проблемах правоприменительной практики»

Протокол

Председательствовал:

Конакова В.М. - И.О. Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия

Присутствовали:

Заместитель руководителя: Окунев В.Б.

начальники отделов: Больщикова Е.К., Морозова В.И., Борисова Г.В., Ятайкина Р.Н., Харитонова Т.П., Грошев Е.В., Посаженников А.П.

заместители начальников отделов: Коблов В.В., Чумакова Е.П., Шемсутдинова Г.Э., Цыпленков Ю.А., Самарин С.А., Моторкина В.С.

специалисты: Панченко Г.А., Емельянова Ю.А., Сёмушева Н.А., Высокова Т.Я., Денисова И.Н., Лапина Н.Р., Орехова С.В., Журавлёва С.П., Сироткин Д.В., Каледкина В.Ф., Дёмина Р.В.,

Программа коллегии прилагается.

Анализ деятельности в области правового обеспечения в Управлении Роспотребнадзора по Республике Мордовия в 1 квартале 2010 года показал, что основной объём правовой работы приходится на подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению, в частности общее количество составленных за 1 квартал 2010г. должностными лицами Управления протоколов об административных правонарушениях - 591 (за аналогичный период 2009г. - 652 протокола, 2008г. - 979 протоколов), вынесенных постановлений о назначении наказания в виде штрафа - 570 на общую сумму 799,9 тыс. руб., постановлений о прекращении производства по делу -51.

В 1 квартале 2010года, по ст.6.3 КоАП РФ вынесено 6 наказаний в виде предупреждения (2009г. - 9).

Актуальной остаётся проблема исполнения всех предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий.

Анализ представляемых сведений о применении мер административного воздействия при выявлении нарушений законодательства за 1 квартал 2010 года показал, что из 58 составов административных правонарушений, отнесённых к компетенции Роспотребнадзора применено 20 (в 1 квартале 2009года применено 22 состава) по 17 статьям КоАП РФ и в основном протоколы составлялись по следующим составам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по: ст. 6.3 - 167 (28%) (1 кв. 2009г. - 201 (31%), ч.1 ст.14.8 - 64 (11%) (1 кв. 2009г. - 74 (11%), ч.2 ст.14.4 - 60 (10%)(1 кв. 2009г. - 64 (10%), ст. 6.4 - 57 (10%)(1 кв. 2009г. -35(6%), ст.14.15 - 57(1 кв. 2009г. -41 (6%), ст.6.6 - 45 (9%)(1 кв. 2009г. -56 (9%), ст.6.7 - 22 (8%) (1кв.2009г.-54(8%).

Анализ субъектного состава лиц, привлеченных к административной ответственности (по протоколам, составленным специалистами Управления) указывает на то, что значительное количество, подвергнутых административному наказанию за 1 квартал 2010 года составляют должностные лица - 280 протоколов (т.е. 47% от общего количества протоколов), что свидетельствует об усилении контроля со стороны специалистов Управления за лицами, непосредственно организующими и отвечающими за деятельность юридического лица. В отношении граждан составлено - 130 протоколов (т.е. 22 % от общего количества протоколов), индивидуальных предпринимателей - 159 протоколов (т.е. 27 % от общего количества протоколов).

В 1 квартале 2010 г. увеличилось количество составленных протоколов об административных правонарушениях в отношении юридических лиц на 47% (22 протокола) по сравнению с аналогичным периодом 2009года (15 протоколов).

Наибольшее количество протоколов составлено по ст. 6.3 (общая норма) в 1 квартале 2010 года составили: отдел эпидемиологического надзора - 57 протоколов за нарушение противоэпидемического режима, не прохождение медицинского осмотра (т.е. 34% - от общего количества протоколов по ст. 6.3, и 70 % от общего количества составленных протоколов специалистами отдела, указанное допустимо с учётом объектов, на которых специалисты отдела осуществляют проверки), территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Рузаевка ...районах - 47 протоколов за не прохождение периодического медицинского осмотра и за нарушение противоэпидемического режима и т.д. (т.е. 28 % - от общего количества протоколов по ст. 6.3, и 45% от общего количества составленных протоколов специалистами отдела), отдел санитарного надзора - 23 протокола, за не прохождение периодического медицинского осмотра, нарушение противоэпидемического режима, за нарушение условий труда и т.д. (т.е. 14 % - от общего количества протоколов по ст. 6.3, и 24 % от общего количества составленных протоколов специалистами отдела), территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Ромодановском...районах - 17 протоколов (т.е. 10 % от общего количества по ст. 6.3 и 44 % от общего количества составленных протоколов специалистами отдела).

Хотелось бы отметить, что зачастую, т.е более 60 % используют специальные статьи (составы) следующие отделы Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Чамзинском ...районах - 82% от общего количества применяемых составов, санитарный отдел - 77% от общего количества применяемых составов, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Ковылкино...районах - 77% от общего количества применяемых составов.

По данным таб. № 1 Сведения о применении КоАП РФ и Еженедельной информации о количестве статей КоАП РФ, используемых специалистами отделов установлено: наибольшее количество протоколов в 1 квартале 2010 году составлено - отделом защиты прав потребителей - 114 протоколов, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Рузаевка...районах - 104 протокола, отделом санитарного надзора - 98 протоколов, отделом эпидемиологического надзора - 82 протокола. Остальными отделами Управления в 1 квартале 2010г. составлено от 47 до 62 протоколов.

В целом по Управлению Роспотребнадзора по Республике Мордовия удельный вес взысканных административных штрафов в 1 квартале 2010 года составляет: 59% (что на 50% меньше, чем в 1 квартале 2009года (118%) на общую сумму 891400 тыс. руб. (от суммы штрафов наложенных - 799 900 тыс. руб.).

Удельный вес взыскиваемых штрафов:

- по г. Саранску, Кочкуровскому, Лямбирскому, Старошайговскому районам - 40 % (2009год 1 квартал - 132%)

- Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Рузаевка...районах - 46% (2009год 1 квартал -36 %)

- Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Чамзинском...районах - 104% (2009год 1 квартал -109%)

- Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Ковылкино... районах - 120% (2009год 1 квартал - 149%)

- Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Краснослободском ...районах - 133 % (2009год 1 квартал - 96%)

- Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Ромодановском ... районах -69% (2009год 1 квартал -80%).

Взыскиваемость увеличилась в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Рузаевка...районах, территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Краснослободском ...районах, за счёт административных штрафов, не взысканных в предыдущем периоде и уменьшения рассматриваемых дел в настоящем периоде.

Взыскиваемость уменьшилась по г. Саранску, Кочкуровскому, Лямбирскому, Старошайговскому районам, территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Чамзинском...районах, территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Ковылкино... районах, территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Ромодановском ... районах в связи с тем, что в 1 квартале 2010года должностные лица Управления на 9 % составили протоколов меньше по сравнению с 1 кварталом 2009года, и ранее взыскали административные штрафы за предыдущие периоды.

Из анализа информации о применении статей КоАП РФ специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия: по объектам надзора наибольшее количество протоколов составлено по пищевым объектам - 277 протоколов (т.е. 47% от общего количества протоколов), по промышленным предприятиям - 92 (16 % от общего количества протоколов), по коммунальным объектам надзора - 86 (т.е. 15% от общего количества протоколов), по детским и подростковым учреждениям - 77 (т.е. 13% от общего количества протоколов). Наименьшее количество составлено по объектам надзора: лечебно - профилактическим учреждениям - 59 (т.е 10 % от общего количества протоколов), транспортной деятельности - 0.

Специалисты Управления наиболее часто применяют статью 6.3 КоАП РФ по следующим объектам надзора: по промышленным предприятиям - 52 протокола (31 % от общего количества протоколов по ст. 6.3), лечебно профилактическим учреждениям составлено - 47 протоколов (28% от общего количества протоколов по ст. 6.3 КоАП РФ), по коммунальным объектам надзора - 29 протоколов (17% от общего количества протоколов по ст. 6.3), по детским и подростковым учреждениям - 15 протоколов (9 % от общего количества протоколов по ст. 6.3).

В 1 квартале 2010года возбуждено 8 дел об административных правонарушениях, за совершение которых возможно наказание в виде административного приостановления деятельности (1 квартал 2009г.- 6 дел) с применением меры обеспечения в виде временного запрета. Из них 3 дела: по ст. 6.3 (1протокол) и по ст. 6.6 (2 протокола) возбуждены территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Ковылкино... районах, 2 дела, по ст.ст. 6.4, 6.6 КоАП РФ возбуждены отделом эпидемиологического надзора, 1 дело по ст. 6.3 возбуждено отделом санитарного надзора (направление гигиены питания) и 1 по ст. 6.3 территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Рузаевка.

По данным делам об административных правонарушениях судом в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вынесены постановления о назначении административного наказания - 4 в виде приостановления деятельности и 4 в виде штрафа.

Остальным отделам необходимо обратить внимание на нарушения, за которые возможно применение временного запрета, а в случае выявления правонарушений создающих угрозу жизни и здоровью граждан направлять административные дела на административное приостановление деятельности в суд.

В 1 квартале 2010года по другим статьям подведомственным для рассмотрения в судах составили протоколы об административных правонарушениях: 20 - специалисты обеспечивающие государственный надзор по г. Саранску, Кочкуровскому, Лямбирскому, Старошайговскому районам, в частности по ч. 1 ст.19.5 - 11 протоколов составлено отделом санитарного надзора (6- направление гигиена питания, 5 - коммунальная гигиена), по ст. 19.7 - 2 протокола и по ч.1 ст. 19.5 - 4 протокола отделом защиты прав потребителей, по ч.ч. 2, 3 ст.19.20 - 3 протокола составлено отделом эпидемиологического надзора 5 - протоколов по ч.1 ст. 19.5 составлено территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Ковылкино...районах 4- протокола: 2- по ст. 19.7 и по 1 протоколу по ч.1 ст. 19.5, ст. 20.25 составлено территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в МО Рузаевка.

Остальные территориальные отделы составили от 1 до 2-ух протоколов для направления по подведомственности в суд.

Обращает на себя внимание не применение должным образом должностными лицами Управления ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, составлено 25 протоколов, не смотря на то, что по сравнению с 1 кварталом 2009года количество протоколов по данной статье увеличилось в 3, 5 раза.

Исходя из того, что за 1 квартал 2010года составлено 591 протокол об административных правонарушениях, следовательно, приблизительно дано 591 предписание (без учёта того, что правонарушения могут быть устранены во время проверок). Таким образом, практически 591 предписание исполняется правонарушителями (данное выявляется в ходе проверок, или организация направляет письмо об устранении выявленных правонарушений), либо проверки специалистами Управления не проводились по окончанию установленных сроков данных в предписании.

Не возбуждались дела об административных правонарушениях по: ст.14.1, ч.ч. 2, 3 ст.14.8, 14.34, ч.ч. 1, 2, 4 ст. 14.6, ст. 17.7 (умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении), ч.1ст.19.4, ст.19.6, ст. 19.7 и т.д.

По перечисленным статьям, возможно, составить протоколы. Однако специалисты используют те статьи Закона, где понятен состав, наиболее часто встречается, знаком субъект административного правонарушения, т.е. специалист, знает в отношении кого возбуждать дело, какие правила и статьи Закона применять и т.д.

Перечень составов административных правонарушений, дела о которых уполномочены возбуждать и рассматривать должностные лица Роспотребнадзора претерпел изменения (ст.ст. 23.13, 23.49, 28.3 КоАП РФ).

Из составов административных правонарушений, о совершении которых должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы и (или) рассматривать дела, с 31 марта 2010 года исключены три состава административных правонарушений: ч.2 ст.7.8, ч. 2 ст. 8.6, ст. 14.3.

Таким образом, с 27 мая 2010 года должностные лица органов Роспотребнадзора будут уполномочены составлять протоколы по 60 составам административных правонарушений.

С учётом произошедших изменений административного законодательства, практику снижения количества выявляемых составов административных правонарушений в Управлении (1 квартал 2008г.- 22 состава, 1 квартал 2009 -22 состава, 1 квартал 20010г. -20 составов) в деятельности отделов следует признать недопустимой.

О причинах отсутствия случаев выявления (обнаружения) административных

правонарушений специалистами Управления Роспотребнадзора

по Республике Мордовия в 2009 году.

Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор), применяя нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны основываться на неукоснительном соблюдении принципа законности применения мер административного принуждения.

Основаниями применения данных мер являются факты обнаружения административных правонарушений. Административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП устанавливает административную ответственность (часть1 ст.2.1 КоАП). В связи с этим адекватность применения норм КоАП зависит, в первую очередь, от умения должностного лица правильно квалифицировать административное правонарушение, т.е. от умения безошибочно соотнести обнаруженный факт нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации, с признаками того или иного состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП.

В 2009 году специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия было применено 28 составов административных правонарушений, по которым составлено 2370 протоколов об административных правонарушениях.

Не применены следующие составы административных правонарушений:

1. ст. 6.14. Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

Объектом охраны является здоровье, санитарное благополучие, нравственность.

Объективная сторона состоит в том, что виновный осуществляет: производство указанной продукции, либо её оборот - т.е. закупку, поставку, хранение и розничную продажу

При этом виновный нарушает положения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 05.04.2010) О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции(например: п.3 ст.11 данного закона устанавливает: алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке), нормы правовых актов, устанавливающих порядок проведения обязательной сертификации продукции, в т.ч. и алкогольной Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

Субъектами являются: должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие производство и оборот данной продукции.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется лишь прямым умыслом.

Данная статья в 2009 году не была применена, так как при проведении плановых и внеплановых проверок не выявлялись факты производства, оборота (реализации и хранения) алкогольной продукции с нарушением требований государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.

Должностными лицами отдела санитарного надзора Управления была отобрана 141 проба данной продукции для проведения лабораторных исследований, по результатам которых нарушений не обнаружено.

2. ч.2 ст.7.2 Уничтожение или повреждение знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Объективная сторона ч.2 ст.7.2 состоит не только в уничтожении (т.е. сжигании, приведении в непригодность), но и в повреждении (когда объект лишь частично теряет свои полезные свойства) объектов, прямо перечисленных в статье (например, водоохранных информационных знаков, стационарных пунктов наблюдения).

Субъекты: граждане, должностные лица (в т.ч. и индивидуальные предприниматели), юридические лица (например, арендаторы земельного участка, здания).

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется лишь прямым умыслом.

В 2009 году при проведении плановых проверок сотрудниками Управления указанные административные правонарушения не выявлялись.

3. ч.2 ст.7.8 Самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Данных фактов при проведении плановых проверок в 2009 году специалистами Управления не выявлено. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан не поступало.

В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом № 380-ФЗ, статья 7.8 КоАП РФ утратила силу.

4. В 2009г. ст. 8.5 КоАП РФ: (в части) Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений лицами, обязанными сообщать такую информацию

Применение данной статьи в 2009году осуществлялось 1 раз - Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РМ в Чамзинском, Атяшевском, Ардатовском, Б-Березниковском, Дубенском районах.

Непосредственный объект - порядок предоставления экологической информации.

Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит:

а) в сокрытии указанной информации. Иначе говоря, виновный либо бездействует (не информируя, хотя закон обязывает его предоставлять такую информацию), либо, наоборот, предпринимает активные действия, чтобы эта информация не стала известна соответствующим органам государства, населению и т.д.

б) в искажении информации. В данном случае виновный совершает активные действия: он дезинформирует госорганы и граждан об обстоятельствах, опасных для окружающей среды, для жизни и здоровья, путем приуменьшения объема их последствий, выдавая эти обстоятельства за другие, предоставляя ложную информацию о возможных последствиях и т.д. Частными случаями искажения могут служить выступления в СМИ (в которых виновный сообщает ложную информацию), составление документации с включением в нее недостоверных фактов.

Субъектами анализируемого правонарушения являются: граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умышленной формой вины если оно состоит в несвоевременном сообщении информации, то возможна и неосторожная форма вины

5. ч.2 ст.8.6 Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления.

В 2009 году при проведении плановых проверок сотрудниками Управления указанные административные правонарушения не выявлялись. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан не поступало.

С 31 марта 2010 года, в соответствии с Федеральным законом № 380-ФЗ, из компетенции Управления ч.2 ст.8.6 КоАП РФ исключена.

6. ст.10.8 Отнесена к компетенции Роспотребнадзора в части нарушения правил хранения или реализации продуктов животноводства.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст.10.8, является ветеринарная и санитарная безопасность при совершении операций с продукцией животноводства.

Объективная сторона данного нарушения состоит в том, что виновный нарушает (т.е. не соблюдает их, частично соблюдает либо действует вопреки им) ветеринарно-санитарные правила хранения (в т.ч. и при перевозке к месту реализации) продуктов животноводства реализации продуктов животноводства (оптом или в розницу).

Обычно оно совершается в форме действий, реже - бездействия (например, если виновный не соблюдает установленные правила хранения этих продуктов).

Требования, предъявляемые к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, осуществляющим хранение и реализацию продуктов животноводства, установлены федеральным законом О ветеринарии от 14 мая 1993 г. N 4979-I , а также ветеринарно-санитарными правилами для предприятий (цехов) переработки птицы и производства яйцепродуктов (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 6 мая 1987г. N4261-87).

Субъектами анализируемого правонарушения могут быть: граждане, должностные лица (в т.ч. индивидуальный предприниматель и глава крестьянского (фермерского) хозяйства), юридические лица.

Субъективная сторона данного деяния практически характеризуется умышленной виной в форме прямого или косвенного умысла.

При проведении проверок нарушения указанных требований не выявлялись. Обращений от граждан о нарушении данных правил не поступало.

Ст. 14.1 Субъектами анализируемых правонарушений являются: граждане, индивидуальные предприниматели юридические лица (в т.ч. и некоммерческие организации, если они осуществляют предпринимательскую деятельность, что допускается Законом о некоммерческих организациях).

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется умыслом, реже - неосторожной формой вины

7. ч.1 ст.14.1 Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица

Оконченным данное деяние считается с момента начала его осуществления. Оно совершается только в форме действий.

В практике возникает вопрос: чем отличается административное правонарушение, предусмотренное в ч.1-3 ст.14.1, от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст.171 УК (Незаконное предпринимательство)? Объективной стороной.

Для состава этого преступления характерно наличие таких последствий, как причинение крупного ущерба либо извлечение дохода в крупном (особо крупном) размере. Административная же ответственность наступает и при отсутствии таких последствий.

По данной статье протоколы не составлялись в связи с тем, что плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок Управления, в который включаются только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан не поступало.

8. ч.4 ст.14.1 Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Нужно учитывать, что Правительство РФ определило понятие упомянутого грубого нарушения в Положениях о лицензировании различных видов деятельности (например, медицинской, аудиторской, фармацевтической, по воспроизведению аудиовизуальных произведений и др.).

В 2009 году сотрудниками Управления не выявлено грубых нарушений условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

9. ст.14.3 Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

В 2009 году при осуществлении плановых проверок сотрудниками Управления указанные административные правонарушения не выявлялись.

С 31 марта 2010 года, в соответствии с Федеральным законом № 380-ФЗ, из компетенции Управления данная статья исключена.

10. ч.3 ст.14.8 Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом

ч.3 ст.14.8 состоит в том, что виновный не предоставляет потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (например, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, многодетным матерям).

Субъектами являются: должностные лица, в т.ч. и индивидуальные предприниматели, юридические лица (например, организации, бытового обслуживания).

Субъективная сторона правонарушений характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом

Порядок предоставления этих льгот и преимуществ определяется федеральным законом О социальной защите инвалидов в РФ, О ветеранах и др. При проведении проверок указанные правонарушения не выявлялись, обращений от граждан по указанным правонарушениям не поступило.

11. ст.14.10 Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст.14.10, является организация предпринимательской деятельности.

Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный:

1) незаконно использует исключительные права других лиц на ТЗ и иные средства индивидуализации. Иначе говоря, не заключает с правообладателем договор коммерческой концессии или иной договор (например, лицензионный), позволяющий ему пользоваться при выполнении работ, оказании услуг, реализации товаров комплексом таких исключительных прав на средства индивидуализации

2) посягает на исключительные права на такие средства индивидуализации, как:

товарный знак, т.е. обозначения, способные отличать товары одной фирмы от однородных товаров, производимых и реализуемых другими фирмами

знак обслуживания, т.е. обозначения, способные отличать услуги, оказываемые данной фирмой, от аналогичных услуг, оказываемых другими фирмами

наименование места происхождения товара, услуги других обозначений, сходных с упомянутыми выше (например, фирменное наименование).

Субъектами этого правонарушения могут быть: граждане, должностные лица (в т.ч. и индивидуальные предприниматели) юридические лица.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом.

В 2009 году сотрудниками Управления указанные административные правонарушения не выявлялись обращений от граждан о фактах нарушения указанной нормы закона не поступало.

ст. 14.16. Субъектами данных правонарушений являются: должностные лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели юридические лица.

Субъективная сторона правонарушений характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом.

12. ч.1 ст.14.16 Розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.

Данная статья не была применена в связи с тем, что по результатам проведения плановых проверок Управления указанные административные правонарушения не выявлялись. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан не поступало. Имели место случаи, когда на момент проверки, документы, подтверждающие происхождение, безопасность данной продукции, отсутствовали, так как находились в офисе или у руководства. При составлении протокола об административном правонарушении документы предъявлялись, в связи с чем, протокол об административном правонарушении составлялся по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

13. ч.2 ст.14.16 Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям

При проведении плановых проверок в 2009 году сотрудниками Управления данные нарушения не выявлялись. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан по данным фактам не поступало. Можно подчеркнуть, что в настоящее время оформление документов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию осуществляется надлежащим образом.

14. ч.4 ст.14.16 Нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе

Ограничения, указанные в данной статье, установлены статьей 2 Федерального закона Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, зготавливаемых на его основе. При проведении плановых проверок в 2009 году сотрудниками Управления указанные административные правонарушения не выявлялись. Обращения от граждан о нарушении вышеуказанных ограничений не поступали.

15. ст.14.26 Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренныхст.8.2, ч.2 ст. 8.6 и ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ, а также их отчуждения.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется тем, что виновный: а) нарушает установленные правила приема, учета, хранения, перевозки (независимо от способа транспортировки) лома и отходов (например, стружку, крошку и т.п.) цветных и черных металлов б) отчуждает (например, продает, дарит, обменивает и т.д.) эти предметы. При этом именно объективной стороной данное правонарушение отличается от правонарушений, предусмотренных в ст.8.2, 8.6 (часть 2), 8.31 (часть 2)

Субъектом данного правонарушения могут быть и граждане, и должностные лица, и организации (в т.ч. некоммерческие). Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется лишь прямым умыслом.

Данная статья не была применена в связи с тем, что по результатам проведения плановых проверок сотрудниками Управления указанные административные правонарушения не выявлялись. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан не поступало.

Ст. 14.34 КоАП РФ. Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст.14.34 являются установленные правила осуществления предпринимательской деятельности в процессе продажи товаров, работ услуг на розничных рынках.

Субъектом указанных правонарушений признаются должностные лица, а также ЮЛ.

Субъективная сторона всех указанных выше правонарушений характеризуется наличием лишь умысла: по неосторожности невозможно совершить упомянутые выше действия (бездействие)

В 2009 году данная статья не применялась в процессе осуществления плановых мероприятий, так как в ежегодный план проведения плановых проверок сотрудниками Управления на 2009год розничные рынки не включались.

По результатам проведения внеплановых проверок специалистами Управления были применены ч.ч. 2, 8 ст.14.34 КоАП РФ.

16. ч.1 ст.14.34 Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

В ежегодный план проведения плановых проверок сотрудниками Управления на 2009год розничные рынки не включались. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан о нарушении норм данного состава не поступало.

17. ч.3 ст.14.34 Незаконный отказ или уклонение от предоставления торговых мест на розничном рынке, если обязательность их предоставления в соответствующем случае предусмотрена федеральным законом

В ежегодный план проведения плановых проверок сотрудниками Управления на 2009год розничные рынки не включались. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан о нарушении норм данного состава не поступало.

18. ч.4 ст.14.34 Предоставление товаропроизводителям на сельскохозяйственном рынке или членам сельскохозяйственного потребительского кооператива на сельскохозяйственном кооперативном рынке торговых мест в количестве менее установленного федеральным законом либо предоставление торгового места на сельскохозяйственном рынке или на сельскохозяйственном кооперативном рынке на основании коллективного обращения без соблюдения условий, установленных федеральным законом

В ежегодный план проведения плановых проверок сотрудниками Управления на 2009год розничные рынки не включались. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан о нарушении норм данного состава не поступало.

19. ч.5 ст.14.34 Организация деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, а равно нарушение установленных требований к оформлению или утверждению паспорта безопасности розничного рынка

В ежегодный план проведения плановых проверок сотрудниками Управления на 2009год розничные рынки не включались. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан о нарушении норм данного состава не поступало.

20. ч.6 ст.14.34 Уклонение от ведения реестра продавцов или реестра договоров о предоставлении торговых мест

В ежегодный план проведения плановых проверок сотрудниками Управления на 2009год розничные рынки не включались. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан о нарушении норм данного состава не поступало.

21. ч.7 ст.14.34 Несвоевременное или неточное внесение записей в реестр продавцов или реестр договоров о предоставлении торговых мест либо хранение или ведение реестра продавцов или реестра договоров о предоставлении торговых мест в местах, доступных для посторонних лиц, или в условиях, при которых не обеспечивается предотвращение утраты, искажения или подделки содержащейся в указанных реестрах информации.

В ежегодный план проведения плановых проверок сотрудниками Управления на 2009год розничные рынки не включались. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан о нарушении норм данного состава не поступало.

Ст. 15.12 Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст.15.12, является порядок оборота продукции и товаров, подлежащих маркировке.

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в:

1) ч.1 ст.15.12 признаются только должностные лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, и юридические лица

2) ч.2 ст.15.12 - не только должностные и юридические лица, но и граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет), например, осуществляющие хранение таких товаров с целью сбыта.

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется умышленной виной в форме прямого или косвенного умысла.

22. ч.1 ст.15.12 Выпуск организацией-производителем или индивидуальным предпринимателем товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны

23. ч.2 ст.15.12 Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации для осуществления налогового контроля, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта

Данная статья не была применена в связи с тем, что по результатам проведения плановых проверок сотрудниками Управления указанные административные правонарушения не выявлялись. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан не поступало.

В целом, в последнее время не выявляются случаи производства и реализации алкогольных и табачных изделий без акцизных марок.

24. ст.17.7 Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст.17.7, являются отношения в сфере государственной власти.

объективная сторона данного административного правонарушения налицо и тогда, когда не исполняются законные требования должностного лица, которое осуществляет производство по делу об административном правонарушении.

Субъектами анализируемого правонарушения являются: граждане, должностные лица, например работодатели.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом.

В 2009 году данная статья не была применена, что связано с особенностями её использования. По обращениям граждан специалистами отдела защиты прав потребителей было вынесено 2 определения о возбуждении дел об административном правонарушении, по которым проведены административные расследования. При этом были вынесены определения об истребовании необходимых документов. Указанные документы были представлены в срок в полном объеме.

25. ст.17.9 Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод.

Объектом является порядок отправления правосудия.

2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный дает заведомо ложные показания (т.е. явно не соответствующие действительности, недостоверные сведения) при производстве об административном правонарушении и в ходе исполнительного производства).

Субъектом данного правонарушения могут быть только граждане, которые являются:

1) свидетелями (т.е. лицами, которым могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению)

2) специалистами (т.е. лицами, не заинтересованными в исходе дела, обладающими познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств)

3) экспертами (т.е. незаинтересованными лицами, обладающими специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения

4) переводчиками (т.е. незаинтересованными лицами, владеющими языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода при производстве по делу об административном правонарушении).

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется только прямым умыслом.

В 2009 году сотрудниками Управления указанные административные правонарушения не выявлялись.

26. ч.1 ст.18.17 Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (в части нарушения допустимой доли иностранных работников используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории РФ).

Объективная сторона правонарушений предусмотренных в ст.18.17 состоит в том, что виновный:

будучи работодателем или заказчиком не соблюдает ограничения установленные федеральными законами (в частности, ст.13, 13.1, 14, 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан ст.15 Закона о рынках). Нарушения эти могут выражаться в приеме на работу на муниципальную службу в состав экипажа судна плавающего по Государственным флагом РФ в организации в которых не допускается прием на работу иностранцев (их перечень установлен пост. Правительства РФ от 11.10.02 N755) и т.д.

Субъектом административного правонарушения предусмотренного в: части1 ст.18.17 могут быть и граждане, и должностные лица и ЮЛ (о том, что ИП в данном случае несут ответственность как ЮЛ см. примечание к ст.18.1)

Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных в ст.18.17 характеризуется лишь умыслом.

Указанные в данной статье ограничения установлены федеральным законом О правовом положении иностранных граждан, статьей 15 Закона О рынках и др.

Данная статья не была применена в связи с тем, что по результатам проведения плановых проверок сотрудниками Управления указанные административные правонарушения не выявлялись. Для проведения внеплановых проверок обращений граждан не поступало.

27. ст.19.6 Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный не принимает мер по постановлению (оно должно соответствовать требованиям ст.29.10) или представлению (оно должно соответствовать требованиям ст.29.13) органа или должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении. Упомянутые меры должны быть направлены на устранение причин и условий, способствовавших (советами, предоставлением орудий, самой сложившейся обстановкой и т.п.) совершению административного правонарушения (эти условия и причины должны быть прямо указаны в постановлении, представлении).

Оконченным данное правонарушение считается с момента, когда истек срок для принятия необходимых мер. Оно совершается в форме бездействия. Данное правонарушение по объективной стороне (и субъекту) отличается от состава преступления, предусмотренного в ст.315 УК (она устанавливает уголовную ответственность за злостное неисполнение представителем власти, госслужащим, служащим органов местного самоуправления, служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческих или некоммерческих организаций, вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта (например, определения), а равно воспрепятствование их исполнению).

Субъектом анализируемого правонарушения являются только должностные лица, например руководитель юридического лица, который получил постановление, упомянутое выше

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью

В 2009 году сотрудниками Управления указанные правонарушения не выявлялись.

28. ст.19.14 Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий

Оконченным деяние считается с момента совершения. Чаще всего оно совершается путем действий (например, при нарушении правил извлечения драгоценных металлов), однако его совершение возможно и путем бездействия (например, виновный не учитывает драгоценные металлы и драгоценные камни). Наступление вредных последствий (например, извлечение крупного дохода) объективной стороной данного правонарушения не охватывается.

Анализируемые деяния следует отличать от составов преступлений, предусмотренных:

1) в ст.191 УК. Она устанавливает уголовную ответственность за совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий

2) в ст.192 УК. Она устанавливает уголовную ответственность за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере.

Субъектами анализируемого административного правонарушения являются:

должностные лица (например, руководитель организации, осуществляющей производство драгоценных металлов), юридические лица (например, организация, перерабатывающая лом драгоценных металлов).

Субъективная сторона характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом

В 2009 году факты нарушения указанных правил, установленных федеральным законом О драгоценных металлах и драгоценных камнях, многочисленными нормативными правовыми актами, изданными в развитие положений этого Закона Правительством РФ, Минфином России, ЦБР, иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, не выявлялись. Обращения граждан по поводу нарушения указанной нормы закона не поступали.

29. ч.1 ст.19.19 Нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных в законе - статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.

Субъектами административных правонарушений являются: должностные лица (например, директор магазина, торгово-оптовой базы), в т.ч. индивидуальные предприниматели юридические лица.

ВС разъяснил, что исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных ст.19.19, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее составе и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности. Если на момент продажи товара в месте его реализации отсутствует сертификат соответствия (декларация о соответствии) виновное лицо может быть привлечено к ответственности на основании ч.2 ст.14.4.

Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.

При проведении проверок сотрудниками Управления указанные правонарушения не выявлялись.

30. ст.19.26 Заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора)

Объектом является установленный порядок управления и отношения по контролю и надзору.

Объективная сторона: виновный дает заведомо ложное заключение, нарушая Закон об экспертизе, другие федеральные законы, иные правовые акты, регулирующие порядок проведения экспертизы при осуществлении государственного контроля или надзора. Оконченным это правонарушения считается с момента совершения (оно совершается только в форме действий).

Субъектом данного правонарушения могут быть и граждане и должностные лица (например, директор экспертной организации) и ЮЛ (например, экспертные учреждения).

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется только прямым умыслом (употреблением слова заведомо - законодатель это специально подчеркнул).

В 2009 году сотрудниками Управления не выявлялись факты нарушения данной нормы закона.

Вывод:

При проведении специалистами Управления мероприятий по контролю и надзору приоритетом является адекватность применения мер административного принуждения. В тоже время, всестороннее осуществление контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей должно основываться на применении всей широта составов административных правонарушений, отнесенных КоАП РФ к компетенции Роспотребнадзора.

О причинах отмены постановлений о назначении административных наказаний

В 2009 году обжаловано 20 постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия. Из 20 обжалуемых постановлений отменены 8, что составляет 40% от общего числа обжалуемых постановлений.

Из 8 отмененных постановлений - 7 были обжалованы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Арбитражный суд Республики Мордовия, 1 должностным лицом - в Ковылкинский районный суд Республики Мордовия.

Отменено 3 постановления по протоколам об административных правонарушениях составленных специалистами территоиального отдела Управления в МО Ковылкино, Зубово-полянском, Торбеевском районах, 2 постановления по протоколам об административных правонарушениях составленных специалистами отдела санитарного надзора Управления, 1 постановление по протоколу составленному специалистом отдела защиты прав потребителей Управления, 2 постановления, по которым дела об административном правонарушении возбуждались органами прокуратуры.

Из проведенного анализа причин отмены постановлений по делам об административных правонарушениях можно сделать вывод о том, что:

3 постановления в отношении индивидуального предпринимателя Беглецовой А.М., индивидуального предпринимателя Ермошкина Г.В., индивидуального предпринимателя Сидоровой А.Н. отменены Арбитражным судом Республики Мордовия вследствие ненадлежащего, по мнению суда извещения привлекаемых к административной ответственности лиц о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Вместе с тем следует отметить, что во всех трех случаях представители юридического лица, индивидуальные предприниматели извещались о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (в двух случаях посредством вручения повесток, содержащих сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в одном случае посредством направления телефонограммы).

При вынесении решений об отмене Арбитражный суд пришел к выводу, что наличие в деле об административном правонарушении ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о рассмотрении дела в его отсутствие не является доказательством надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела, так как определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении были вынесены позднее ходатайства. То есть на момент подачи ходатайства лица, в отношении которых ведется производство по делу об административных правонарушениях не могли знать о времени и месте рассмотрения дела.

Данные способы извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении расценены судом как неявляющимися доказательством их надлежащего извещения. По мнению суда, в данном случае нарушен порядок рассмотрения дел об административном правонарушении, предусмотренный п.4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ, в части выяснения извещения участников производства по делу в установленном порядке, принятии решения о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

В целях недопущения впредь ненадлежащего извещения лиц, привлекаемых к административной ответственности, со специалистами Управления, территориальных отделов, отвечающих за извещение участников производства по делу в установленном порядке проведены семинары-совещания по практике применения КоАП РФ, ежедневно ведется разъяснительная работа, с объяснением норм действующего законодательства Российской Федерации. В 2010 году подобные нарушения не допускались.

Одно постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО Домоуправление №8 отменено судом в виду неправильной квалификации правонарушения. Юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами, ответственность в данном случае, по мнению суда предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, имеющей специальную норму по отношению к ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ. Рассмотрение же дела об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ, не отнесено кодексом к компетенции Роспотребнадзора.

В одном случае суд вынес решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении в отношении Таратыновой А.И., оценив представленные доказательства по делу об административном правонарушении, характер и степень общественной опасности, посчитав, что правонарушение, квалифицированное по ст. 6.7 КоАП РФ не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освободил должностное лицо от административной ответственности в виду малозначительности административного правонарушения, вынеся устное замечание.

По двум постановлениям по делам об административных правонарушениях в отношении ГУФКС Стадион Старт суд суд посчитал, что решение о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 6.3, 6.7 КоАП РФ принято при отсутствии достаточных доказательств события административного правонарушения, что исключает возможность применения к нему административной ответственности. Следует отметить, что в обоих случаях дела возбуждались органами прокуратуры республики без учета фактических обстоятельств дела. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносилось постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ (ч.2 ст. 28.4 КоАП РФ). Суд при принятии решения об отмене постановлений руководствовался тем, что постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях не содержит таких сведений (наличие или отсутствие события административного правонарушения, иных обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения дела, устанавливающихся на основе фактических данных, являющихся доказательством по делу об административном правонарушении).

Проблемы выявления тех или иных административных правонарушений.

Проблемным является для специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия выявление, а также эффективность практики применения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1, ч.2 ст. 8.42, ч.1 ст. 9.16, ч.2 ст. 9.16 КоАП РФ.

Составление протоколов по указанным статьям отнесено к компетенции Роспотребнадзора Федеральным законом № 380-ФЗ от 28.12.2009 года О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральным законом №261-ФЗ от 23.11.2009 года Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, вступающим в законную силу с 27 мая 2010 года.

Статья 6.1 КоАП РФ Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения

По указанной статье должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. Ответственность по данной статье наступает за сокрытие сведений об источнике заражения ВИЧ инфекцией или венерическим заболеванием. Субъектом данного правонарушения могут быть только физические лица. Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный скрывает источник заражения. Данная статья предусматривает только один вид наказания - административный штраф. Он назначается судом.

В настоящее время в Республике существует следующий порядок информирования Роспотребнадзора о случаях заболевания ВИЧ инфекцией и венерическими заболеваниями: медицинские учреждения республики ежемесячно направляют информацию об обнаружении случаев заражения ВИЧ инфекцией в ГУЗ Мордовский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, об обнаружении случаев венерических заболеваний в ГУЗ Республиканский кожновенерологический диспансер. Указанные учреждения здравоохранения, в свою очередь ежемесячно информируют Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия о случаях заражения ВИЧ инфекцией и венерическими заболеваниями. В настоящее время Управлением ведется работа по подготовке трехстороннего Соглашения о взаимодействии между Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия, ГУЗ Мордовский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями и ГУЗ Республиканский кожновенерологический диспансер о направлении информации об обнаружении случаев заболевания ВИЧ инфекцией и венерическими заболеваниями.

Часть 2 статьи 8.42 Использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Правонарушителем по данной статье может быть гражданин, должностное лицо и юридическое лицо. Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 8. 42 заключается в том, что виновный использует зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и при этом нарушает установленные ограничения. Правонарушения по данной статье тесно перекликаются с нарушениями, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде К примеру если нарушение состоит в подаче питьевой воды низкого качества, данное правонарушение необходимо квалифицировать по ст. 6.5 КоАП РФ. Если же нарушение состоит в том, что на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, осуществляется какая-либо деятельность, запрещенная санитарными правилами и нормами, в частности СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, то это уже состав предусмотренный ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ.

ч.2 ст. 8.42 предусмотрена ответственность в виде штрафа на граждан от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц от десяти до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц от трехсот до пятисот тысяч рублей. Это самая большая сумма штрафа, которую вправе накладывать должностные лица Роспотребнадзора. Но при этом необходимо очень внимательно подходить к возбуждению дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.42, особенно в отношении юридических лиц, так как сумма штрафа велика и наверняка повлечет за собой обжалование вынесенного постановления со стороны юридического лица в Арбитражный суд.

На сегодняшний день должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия не одного протокола по ст. 6.1 или 8.42 КоАП РФ не составлено, хотя с момента наделения должностных лиц соответствующими полномочиями, то есть вступления в законную силу Федерального закона № 380-ФЗ прошло более полутора месяцев.

С момента вступления в законную силу 31.03.2010г. Федерального закона от 29.12.2009г. №380-ФЗ специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия при проведении проверок административных правонарушений в области требований технических регламентов не выявлено. В первом квартале 2010г. за нарушение требований технических регламентов протоколы составлялись по ст.14.15 КоАП РФ.

Кроме того, указанным Федеральным законом внесены изменения в КоАП РФ, касающиеся давности привлечения к административной ответственности (ч.1 ст. 4.5), на сегодняшний день постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Ранее за нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека этот срок составлял два месяца. Давность привлечения к административной ответственности значительно увеличилась.

Также, в соответствии с ч.1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Предыдущие редакции КоАП РФ такой нормы не содержали.

Внесены изменения и в ч.2 статьи 23.13 и ч.2 ст. 23.49 КоАП РФ. Наименование данных статей теперь звучит как 23.13 Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и 23.49 Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка. Наименование должностей должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей приведены в строгое соответствие с действующим законодательством.

Расширен перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в области санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей и потребительского рынка. В этот перечень были включены руководители структурных подразделений территориальных органов Роспотребнадзора и их заместители. То есть руководители территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия и их заместители. Следует заметить, что во всех территориальных отделах Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, процесс рассмотрения новых составов административных правонарушений успешно внедрен, Управлением оказана необходимая нормативно-правовая поддержка территориальных отделов по указанному вопросу.

Изменениями, внесенными в КоАП РФ Федеральным законом №380-ФЗ теперь предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о техническом регулировании, в связи с этим внесены соответствующие изменения в ст. 6.3, 14.4, 19.19. Данными статьями теперь предусмотрена ответственность за совершение административных правонарушений в области требований технических регламентов.

Изменения, внесенные Федеральным законом №380-ФЗ коснулись и полномочий органов министерства внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы МВД теперь не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 6.4, 6.5, 6.6, 6.7, ч.2 ст. 14.4. Полномочия органов МВД по составлению протоколов по ч.1 ст. 14.3, 14.7, 14.15 ограничены. В частности по ч.1 ст. 14.4 милиция вправе составлять протоколы лишь в части соблюдения требований действующего законодательства об оружии. По ст.14. 7 только в связи с обращениями граждан (обращение при этом должно быть приложено к материалам дела), по ст. 14.15 в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов, номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных комней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных, оружия и патронов, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков изготавливаемых на его основе.

С момента вступления в законную силу 31.03.2010г. Федерального закона №380-ФЗ возвращено 3 административных материала в органы МВД республики по ст. 14.15 КоАП РФ для устранения недостатков как, не отнесённых к компетенции органов милиции.

Также 4 мая 2010 года вступил в законную силу Федеральный закон №69-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Указанным законом также внесены изменения в КоАП РФ. В частности в ст. 4.5 постановление по делу об административном правонарушении рассматриваемом судьей не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. В прежней редакции двух месяцев. Статья 29.6 Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении дополнена ч.1.1 следующего содержания Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.. Ранее этот срок был равен пятнадцати дням. Статья 30.5 Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении дополнена частью 1.1 Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу. Указанные изменения необходимо учитывать при оформлении материалов, направляемых в суд для рассмотрения по подведомственности и участии в рассмотрении дел, обжалованных в судебные инстанции.

27 мая 2010 года к полномочиям должностных лиц Роспотребнадзора будет отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 ст 9.16 КоАП РФ Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Ответственность по данной статье предусмотрена за: выпуск производителем или ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации - часть 1 и Реализацию товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным - часть 2 ст. 19.6. По части 1 данной статьи предусмотрена санкция в виде штрафа в размере: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой. По части 2 на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.

Проблема применения мер обеспечения производства по делу (изъятие, арест) в целях назначения судом конфискации

В соответствии со статьей 24.1 КоАП основными задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

Обеспечивая выполнение указанных задач, должностным лицам, осуществляющим государственный контроль (надзор) приходится сталкиваться с необходимостью применения мер обеспечения производства по делу, перечисленных в части1 статьи27.1 КоАП. Наиболее значимыми из них являются такие меры обеспечения, как:

1) изъятие вещей, явившихся предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения (статьи27.10 и 27.11 КоАП)

2) арест товаров и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, если изъять их невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия (статья 27.14 КоАП)

Такие меры обеспечения производства по делу применяются в случаях при выявлении нарушений установленных требований к деятельности по производству и обороту продукции, при выявлении некачественной и опасной для жизни и здоровья людей продукции. Меры обеспечения (изъятие и арест товаров) применяются с целью конфискации такой продукции в установленном порядке и (при необходимости) ее уничтожения.

В связи с тем, что конфискация, в соответствии с частью1 статьи3.7 КоАП, назначается только судом, применение вышеназванных мер является необходимым в случае передачи дела в суд для решения вопроса о назначении конфискации некачественной и опасной для жизни и здоровья людей продукции. В таком случае изъятая или арестованная продукция будет являться вещественным доказательством по делу. В случае отсутствия таких доказательств суд может не принять решение о конфискации, ограничиться лишь наложением штрафа, поскольку к моменту рассмотрения дела судом предметы административного правонарушения могут быть вывезены из мест хранения, возвращены поставщику или реализованы правонарушителем.

При этом следует отметить, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия такие меры обеспечения при проведении контрольных мероприятий не применялись.

Согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.09.2006года №0100/10092-0627 о предоставлении сведений, характеризующих динамику прохождения в судах дел об административных правонарушениях связанных с оборотом алкогольной продукции, её изъятием для дальнейшей конфискации Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия еженедельно направляется в Федеральную службу указанная информация. За 2009год и 1 квартал 2010 года фактов производства и оборота алкогольной продукции не соответствующей требованиям обязательных стандартов, санитарным правилам и нормативам Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия не выявлялись.

По сведениям Роспотребнадзора за 2008год из 277 случаев выявления правонарушений, предусмотренных статьей6.14 КоАП, в целом по Российской Федерации меры обеспечения применялись лишь в 99 случаях (35,7%). Причем из 277 дел передано в суд 209 по результатам их рассмотрения суд принял следующие решения:

- о наложении административного штрафа с конфискацией - в 126 случаях (60%)

- о наложении только административного штрафа - в 83 случаях (40%).

Таким образом, из 126 случаев назначения судом конфискации применена мера обеспечения в 99 случаях (80%). В остальных 27 случаях таких мер принято не было. Отсюда следует, что нередко (в 20% случаев) конфискация назначается судом в отношении той продукции, которая не была изъята или арестована в административном порядке и оставалась без контроля со стороны должностных лиц Федеральной службы.

Неправильный подход к применению норм КоАП, регламентирующих основания и порядок применения таких обеспечительных мер, как изъятие или арест предмета административного правонарушения, затрудняет решение стоящих перед Федеральной службой задач по обеспечению государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества продукции и ее безопасности для здоровья человека.

В целях обеспечения принятия судом адекватного решения по делу, должностным лицам, осуществляющим государственный контроль (надзор) следует подходить к исполнению своих обязанностей со всей полнотой ответственности.

Должностные лица органов Федеральной службы уполномочены осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено дополнительное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения, по 13 составам правонарушений (статья6.14, часть2 статьи14.1, статья14.2, часть2 статьи14.4, статья14.10, часть1 статьи14.16, часть2 статьи14.16, часть3 статьи14.16, статья14.26, часть1 статьи15.12, часть2 статьи15.12, часть1 статьи19.19). При этом в пяти случаях (статьи6.14, 14.10, обе части статьи15.12, часть1 статьи19.19 КоАП) санкция предусматривает обязательность применения дополнительного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения (несоответствующих установленным требованиям товаров, продукции, и использованных для их производства оборудования, сырья и иных предметов). В этих случаях меры обеспечения производства по делу, такие как изъятие или арест предметов административного правонарушения, должны применяться обязательно в целях фактического обеспечения изъятия некачественной продукции из оборота на территории Российской Федерации в административном порядке.

В целом по Российской Федерации в 2008году по материалам, составленным территориальными органами Федеральной службы и переданным в суд, дополнительное наказание в виде конфискации применялось судом в 760 случаях.

Во многих (32) управлениях Федеральной службы по субъектам Российской Федерации полностью отсутствует правоприменительная практика, связанная с применением мер, направленных на назначение судом конфискации некачественной и опасной продукции, к которым относиться и Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия.

В соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ применение мер пресечения предшествует последующим процессуальным действиям, а именно: возбуждению дел об административных правонарушениях, подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, рассмотрению дела, вынесению постановления, определения по делу. Таким образом, меры пресечения могут быть применены к лицу, в отношении которого ведется производство по делу (лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения) об этом свидетельствует применения мер пресечения в виде изъятия вещей и документов, правовые последствия которых обусловлены результатами рассмотрения дела: при вынесении постановления о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, определенных статьей 25.4 КоАП РФ, изъятые вещи и документы, не относящиеся к объектам гражданских прав, изъятым из оборота, подлежат возращению их владельцу.

Основным отличием ареста товаров от изъятия вещей и документов является то, что арест товаров применяется в случае, если товары, и иные вещи изъять невозможно или их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Кроме того, в отличие изъятия вещей и документов арест товаров может быть осуществлен в отсутствие их владельца.

Изъятие вещей, явившихся предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения (ст.27.10).

Изъятие вещей, явившихся орудием совершения или предметами административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Об изъятии вещей документов составляется протокол с обязательным присутствием понятых (2 человека с указание фамилии с инициалами, место жительства (адрес).

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются. Изъятые вещи и документы хранятся в местах, определяемых должностным лицом, осуществившим изъятие вещей и документов. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством РФ, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при ее невозможности уничтожаются.

Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 7 Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 883 (далее - Положение), уничтожение продукции осуществляется на основании решений комиссий, в состав которых входят представители уполномоченного органа, Российского фонда федерального имущества (его отделения), территориального органа Федеральной налоговой службы и руководитель организации, осуществляющей уничтожение.

Образцы соответствующих средств, веществ и продукции хранятся до вступления в законную силу постановления об административном правонарушении.

Вещи и документы, являющиеся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, хранятся до рассмотрения дела. В зависимости от результатов его рассмотрения они в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей - реализуются.

Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. Следует выслать заказным письмом с уведомлением.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14).

Как определено в части 1 статьи 27.14 КоАП РФ, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться ими и их сохранности. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения заключается в составлении описи названных предметов с объявлением лицу, в отношении которого предусмотрена данная мера, либо его законному представителю о запрете распоряжаться.

Предметы, на которые наложен арест, могут быть также переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. При необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Арест товаров обоснован лишь в тех случаях, когда предметы имеют существенное значение в процессе доказывания совершения лицом административного правонарушения и установления его вины, а также когда санкцией соответствующей статьи предусмотрена конфискация предметов совершения правонарушения.

Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол с присутствием понятых (2 человека). В случае необходимости вещи, на которые наложен арест, упаковываются и опечатываются.

Частью 5 статьи 27.14 КоАП РФ предусмотрено, что в случае необходимости товары и иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и опечатываются.

В соответствии с частью 6 ст. 27.14КоАП РФ копия протокола об аресте товаров и иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

До настоящего времени существуют определенные проблемы при изъятии и аресте некачественной и опасной продукции такие как:

1.Не определены места временного хранения для изъятых товаров.

2.Отсутствие холодильного оборудования для изъятых скоропортящихся товаров.

3.Привлечение понятых для составления протоколов об изъятии и аресте товаров.

Председатель коллегии В.М. Конакова

Ответственный секретарь коллегии Р.В. Дёмина