Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия за 1 квартал 2013 года

Протокол от 05.12.2013

 

26.04.2013

 

 

5

 

 

Протокол

коллегии Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия

Итоги работы Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия за 1 квартал 2013 года. Обеспечение выполнения ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» Государственного задания в 1 квартале 2013 года»

 

 

Председательствовал: Т.П.Харитонова – руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия

 

Список присутствующих прилагается.

 

 

Итоги работы

Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия за 1 квартал 2013 года. Обеспечение выполнения ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» Государственного задания в 1 квартале 2013 года

(В.Б.Окунев, Е.Н.Кочетов, Н.Ю.Фадеева, А.И.Чубса)

 

Деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей осуществлялась в соответствии с основными направлениями деятельности, планом проведения проверок, планом основных организационных мероприятий на 1 квартал.

Специалистами Управления сформированы и проанализированы показатели форм государственного и отраслевого статистического наблюдения.

Отделом эпиднадзора принято участие в подготовке Распоряжения Правительства Республики Мордовия от 06.03.2013 № 90-Р Об утверждении Плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Республики Мордовия в составе Российской Федерации после сертификации искоренения полиомиелита в Европейском регионе на 2013-2015 годы».

В органы государственной власти, местного самоуправления для рассмотрения направлены материалы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – 184, по вопросам защиты прав потребителей – 7.

В соответствии с планами в еженедельном режиме на радио РМ в рамках рубрики Сфера благополучия», а также через сайт Управления в сети Интернет, печатные СМИ осуществлялось информирование населения о работе Управления, состоянии среды обитания, вопросах профилактики инфекционных заболеваний.

Управление осуществляло свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти республики Мордовия, органами местного самоуправления. Заключено Соглашение об информационном взаимодействии Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия и Министерства здравоохранения Республики Мордовия в области санитарно-гигиенического мониторинга.

Состоялись три заседания Коллегии Управления, два дня специалиста. В соответствии с планом проверена работа одного территориального отдела и одного филиала ФБУЗ.

 

Проводилась работа по реализации Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», комплекса законов по вопросам технического регулирования, концепции электронного правительства, внутриведомственного электронного документооборота, приказов Роспотребнадзора от 06.03.2008 № 84 Об организации работы по оперативному представлению информации в электронном виде в режиме постоянного времени», от 09.04.2012 № 130 О создании системы учёта результатов деятельности Роспотребнадзора по государственному контролю (надзору)».

Функции по обеспечению государственного контроля (надзора) осуществляло ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия».

Объём финансовых средств, выделяемых из бюджета на финансирование участия ФБУЗ в проведении проверок, составил 18 млн. 606 тыс. рублей, объём финансовых бюджетных средств, выделенных на выполнение функций по контролю (надзору) – 7 млн. 832 тыс. рублей.

Штатная численность должностей государственных гражданских служащих, непосредственно выполняющих функции по контролю (надзору) составляла 86 ставок, фактическая – 81.

Средняя нагрузка на 1 работника, непосредственно выполняющего функции по контролю (надзору), по количеству выполненных проверок составила 7,9 проверок за квартал, с учётом административных расследований – 8,6 (в 2012 году – 8,2 и 9,2 соответственно). В разрезе структурных подразделений нагрузка выглядела следующим образом. Управление – 7,4 проверок, Рузаевка – 23, Ромоданово – 9, Ковылкино – 7,1, Чамзинка – 10, Краснослободск – 6,5. По разделам надзора в Управлении (с учётом комплексности проверок): ОЗПП – 10,9 проверок, эпидотдел – 8,7, питание -20,2, среда обитания – 15,8, условия обучения и воспитания – 11,7, труд – 8, радиология – 4,5, экспертиза – 1).

Работа по обеспечению санэпидблагополучия и защиты прав потребителей велась в соответствии с проектами семи ВЦП. На их реализацию затрачено 43501 часов, что на 2184 меньше, чем в прошлом году в связи с уменьшением числа специалистов. 51,6% трудозатрат пришлось на ВЦП Гигиена и здоровье», 16,2% - на ВЦП Санитарный щит», 11,4% - ВЦП Стоп-инфекция», 15,9% - ВЦП Защита прав потребителй», 3,1% - СГМ, 1,3% - Спиду-нет», 0,5% - Санохрана».

Планом на 1 квартал предусматривалось проведение 264 проверок, проведено 248. Не осуществлены проверки в отношении 16 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые были ликвидированы, либо прекратили свою деятельность к моменту проведения плановой проверки.

Всего проведена 642 проверка, 56 административных расследований, 40 санэпидрасследований. Число мероприятий по контролю с учётом санэпидрасследований уменьшилось по сравнению с 2012 годом на 8,4%. Количество плановых проверок не изменилось и составило 248, внеплановых уменьшилось на 59, санэпидрасследований - на 6, административных расследований увеличилось на 11. Значительный рост числа проверок имеет место в Рузаевском ТО – на 50%, Чамзинском ТО – на 20,3%. В остальных структурных подразделениях уменьшилось - в Ромодановском на 30,2%, в Ковылкинском на 18,6%, в Краснослободском на 18,2%, в Управлении на 15,7%.

77,9% проверок проводилось в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ. Выше всех процент проверок, проведённых в рамках ФЗ-294 – в Краснослободском ТО (97,8%), в Ромодановском (90,9%), в Ковылкинском (89,5%), в Управлении (81,1), ниже остальных – в Рузаевском ТО (45,2%), Чамзинском (73).

По иным основаниями проведено 142 или 22,1% всех проверок, в 2012 году они составляли 16,8%. Для проверок, проводимых Прокуратурой с привлечением специалистов Управления, характерно то, что они составили до половины всех внеплановых проверок в Рузаевке – 50,8%, в Чамзинке – 41%, в Ковылкино – 15,8%. Это связано с незначительным количеством внеплановых проверок, проводимых по другим основаниям, в то время как в Управлении, где регистрируется большое количество проверок по обращениям граждан, указанные проверки составили 20,8% от всех внеплановых. В Краснослободском и Ромодановском ТО проверки, проводимые Прокуратурой с привлечением специалистов Управления в 1 квартале 2013 года не проводились.

Процент выездных проверок составил 98,1% от всех проведённых. Проведено 12 документарных проверок, что меньше в 8 раз по сравнению с аналогичныи периодом 2012 года. По территориальным отделам проведено следующее количество документарных проверок: Ромоданово – 7, Рузаевка – 2, Чамзинка –2, Краснослободск – 1. В Управлении и в Ковылкино, документарных проверок не проводилось.

Управлением обеспечивались прием и регистрация уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов предпринимательской деятельности. Всего за 1 квартал зарегистрировано 117 уведомлений (1 квартал 2012 года – 34).

В 1 квартале 2013 года проведено 56 административных расследований. 16 расследований проведено в Управлении (-6) (ЗПП-2, на 5 меньше эпидотдел – 3, на 5 меньше питание – 7, на 4 больше среда обитания – 4, на 2 больше, 7 – в Краснослободском ТО (+5), 1 – в Чамзинском (-1), 0 – в Ковылкинском (-2), 31 - в Рузаевском (+22), 1 - в Ромодановском (-1).

С целью снижения административной нагрузки на бизнес, в соответствии с требованиями законодательства, в органы прокуратуры подано 45 заявлений о проведении внеплановых выездных проверок (на 32,8% меньше, чем в 2012 году). Основное количество заявлений направлено Управлением – 41. ТО направляли: Рузаевка – 3, Чамзинка - 1, остальные ТО – не направляли.

По результатам выявленных в ходе проверок нарушений составлено 856 протоколов об административном правонарушении, на 91 больше, чем в прошлом году.

Число протоколов увеличилось на 91 по сравнению с 2012 годом. 477 протоколов составлено в ТО (2012 год – 417), 379 – в Управлении (2012 год – 348). По ТО составлено протоколов: Ромоданово – 54 (+8), Ковылкино – 69 (-53), Рузаевка –135 (+59), Чамзинка – 122 (+26), Краснослободск – 97 (+20). По Управлению: санотдел – 173 (+19), питание – 68 (-9), среда обитания – 45 (+12), ГДиП – 31 (+7), труд – 23 (+5), радиология – (+4), экспертиза – 2 (=), эпидотдел – 107 (-18), ОЗПП – 99 (+30).

Одним специалистом в среднем составлено 10,7 протокола, на 1,8 больше, чем в прошлом году. Наибольший показатель в Рузаевке (23,7), Чамзинке (12,3), питании (12,4). По разделам санитарного надзора: среда обитания – 9,4, ГДиП –11,5, труд – 8,2, радиология – 2,1, экспертиза – 1,1, ОЗПП – 9,2, эпидотдел – 11,4. Показатель увеличился во всех подразделениях, кроме санитарного отдела по разделу надзора за питанием населения и Ковылкинского ТО.

Выполнение за отчётный период утверждённого плана проведения проверок составило 93,9%.

Из 5925 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит контролю (надзору) Управления, в отношении 516 (8,7%) проведены плановые, внеплановые проверки, административные расследования. Процент охвата проверками – ниже 2012 года на 1%. Наибольший процент охвата отмечается в Рузаевском ТО (11,2), наименьший в Краснослободском ТО (6%), в остальных структурных подразделениях выше среднего.

Удельный вес плановых проверок вырос по сравнению с 2012 годом на 3,2% и составил 38,6%. Доля их не одинакова в разных структурных подразделениях: в Рузаевском ТО плановые проверки составили 20,2%, в Управлении – 26,9%, в Ромодановском ТО – 43,2, в Чамзинском – 56,2% в Ковылкинском – 66,7%, , в Краснослободском – 82,2%.

Проведены 394 внеплановые проверки, из них 252 или 64% - в рамках ФЗ-294. Общее число внеплановых проверок уменьшилось на 13%, а доля их в общем количестве проведённых проверок уменьшилась с 64,6 до 61,4%.

Структура внеплановых проверок не претерпела существенных изменений по сравнению с 2012 годом. Удельный вес проверок по контролю исполнения предписаний составил 28,2% (2012 год-23,8%). В 35% случаев предписания не были исполнены в срок (в 2012 году – 22%). Во всех случаях невыполнения предписаний применялись меры административного воздействия. Наиболее высок процент проверок по исполнению ранее выданных предписаний в Ковылкинском и в Ромодановском ТО, где он составил 57,9 и 56% соответственно. В Краснослободске, Рузаевке, Управлении такие проверки составили 21-29% внеплановых проверок, в Чамзинке 5,1%.

Доля проверок на основании обращений потребителей составила 19%, в том числе, в Управлении – 25%, Ромоданово - 28%, Краснослободск – 25%, Ковылкино – 10,5%, Чамзинка – 5,1%, Рузаевка – 4,5%, проверок на основании информации о возникновении угрозы вреда 11,7% (2012 год-11,7%), проверок, проведённых на основании распоряжения руководителя Роспотребнадзора 5,1% (2012 год-5,7%).

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, составила 10,5% (по итогам 2012 года - 5%).

Увеличилась выявляемость правонарушений при проведении проверок. Всего выявлено 1978 правонарушений, что на 4% меньше, чем в 2012 году. 75% нарушений выявлено при проведении плановых проверок, 25% – при внеплановых. Среднее количество выявленных нарушений в ходе одной проверки (по отношению к количеству проверок с выявленными нарушениями) незначительно увеличилось с 4,4 до 4,7. Выше среднего этот показатель в Краснослободске (7,4), Рузаевке (5,8), ниже среднего – во всех остальных подразделениях.

На одно ЮЛ/ИП приходилось 5,2 нарушения против 5,4 в прошлом году. Выше среднего показатель в Краснослободске (7,4), Рузаевке (6,2), Управлении (5,5), ниже среднего – во всех остальных подразделениях.

Доля проверок, по итогам которых не выявлены нарушения, составила четвертую часть всех проверок. В 2012 году они составляли пятую часть. Среди плановых такие проверки составили 5,2% против 4,4% в 2012 году, что связано с повышением требовательности специалистов при проведении проверок. По структурным подразделениям показатель составил: Краснослободск – 2,7% (уменьшение в 3 раза), Ковылкино – 5,3 (-1%), Управление – 9% (=). В Ромоданове, Рузаевке плановых проверок без нарушений не было.

Доля проверок, при которых выявлены нарушения, но не приняты меры осталась на прежнем уровне в 7%.. Такие проверки были в Управлении и в Чамзинке. Отсутствие проверок с выявленными нарушениями, но не принятыми мерами в других структурных подразделениях свидетельствует о том, что в случае привлечения их специалистов к проверкам, проводимым органами прокуратуры, специалисты нарушений не выявляют.

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, составила 93% от числа проверок с нарушениями, как и в 2012 году. Дела возбуждались при выявлении нарушений в ходе проведении 100% плановых проверок (2012 год – 100%), 84,4% внеплановых (2012 год – 85%).

При возбуждении дел об административных правонарушениях использовалось 30 составов КоАП или 40,5% от входящих в компетенцию Роспотребнадзора, в 2012 году их было 27 или 37%.

По итогам 370 проверок (94,4% от проверок, при которых возбуждались дела об административных правонарушениях) наложены административные наказания. Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 632, что на 5,5% меньше, чем за аналогичный период 2012 года.

Структура наказаний несколько изменилась. 98,9% составили штрафы (96,9% - 2012год), заметно снизилось количество предупреждений с 2,4 до 0,5% и административных приостановлений деятельности с 1,2 до 0,6%. Последняя мера не применялась в Краснослободском, Ковылкинском и Ромодановском ТО. По остальным подразделениям показатель составил: Чамзинка – 1, Рузаевка -2, Управление – 1, по разделу надзора за питанием населения. Возмездная конфискация, изъятие предмета административного правонарушения не применялась.

Структура штрафов по субъектам административной ответственности: 45,9% - штрафы на должностных лиц (-2,6%), 27,8% - на ИП (+8,7%), 9,6% - на ЮЛ (+5,1%). Последние накладывались во всех подразделениях. Всего на ЮЛ наложено 60 штрафов (+31), в том числе, 41 в Управлении (+22), 6 в Рузаевке (+5), 1 Ковылкинском ТО (=), 2 в Чамзинке (=), 4 в Ромоданово (+2), 6 в Краснослободске (+2). Количество составленных на ЮЛ протоколов в Управлении составило 41, в том числе ОЗПП – 17, эпидотдел – 7, санотдел – 17 (питание – 7, среда обитания – 9, труд – 1).

Средняя сумма штрафа составила 1932,8 рублей, на 294 рубля больше, чем в 2012 году. Меньше среднего показатель в Ковылкино, Чамзинке, Ромоданово, Рузаевке.

Удельный вес взысканных штрафов составил в среднем 93,4%, что больше 2012 года на 37,9%. Самый низкий показатель в Рузаевке (64,7%) и в Чамзинке (78,4). Самый высокий – в Ковылкино (144,6%). Уровень показателя в остальных подразделениях выше среднего.

Случаев передачи материалов проверок в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел не было.

Одна проверка была проведена с нарушениями требований законодательства о проведении проверок, за что к двум должностным лицам применены меры дисциплинарного наказания (Чубса А.И., Панченко Г.А.).

46 (11,7%) проверок проведено на основании информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (на 7 проверок меньше, чем в 2012 году). Все выездные проверки такого характера согласовывались с прокуратурой. Всего в органы прокуратуры направлено 45 заявлений о согласовании выездных внеплановых проверок (Управление – 41, Чамзинка – 1, Рузаевка – 3). Число заявлений, направленных в органы прокуратуры, уменьшилось на 22 по сравнению с 2012 годом. Процент отказов также снизился с 9% до 4,4%. 1 отказ имел место в Рузаевском ТО и связан с отсутствием оснований для проведения проверки, еще 1 – в Управлении, связан с несоблюдением требований к оформлению.

Удельный вес заявлений о проведении внеплановых проверок, направленных на согласование в органы прокуратуры, по которым приняты положительные решения, увеличился с 91 до 95,6%. Процент отказов снизился с 9% до 4,4%. Отказ имел место в Рузаевском ТО и связан с отсутствием оснований для проведения проверки, еще 1 – в Управлении, связан с несоблюдением требований к оформлению.

В 1 квартале на 9% увеличилось число поступивших в Управление обращений граждан, органов власти и местного самоуправления (628). С 36,5 до 33,9% снизилась доля обращений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Доля обращений в связи с нарушениями прав потребителей также уменьшилась с 63,5 до 53%.

Основное количество обращений рассмотрено в Управлении - 624 или 99,4% (ОЗПП – 242, эпидотдел - 19, санотдел – 234, в том числе, среда обитания – 168, питание – 47, труд -5, гдип – 7, радиология – 2, лицензирование - 3). Теротделами рассмотрено: Рузаевка - 68 (10,8% от поступивших в Управление, рост на 19,3%), Чамзинка - 14 (2,2%, рост на 27,3%), Ковылкино - 23 (3,7%, снижение на 14,8%), Краснослободск - 12 (1,9%, снижение на 20%), Ромоданово - 12 (1,9%, увеличение на 50%).

Особое внимание необходимо уделить реализации федерального закона №83-ФЗ, мониторингу выполнения ФБУЗ государственного задания, реализации Концепции формирования в РФ электронного правительства, Федеральных законов от 09.02.2009 № 8-ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», от 27.07.2010 № 210-ФЗ Об организации представления государственных и муниципальных услуг».

Выполнение запланированных объемов государственного задания за 1 квартал составило 109,4%, тогда как за аналогичный период 2012 года данный показатель составлял 105%.

Наиболее низкий удельный вес реализации отмечается при выполнении государственной услуги по проведению санитарно – эпидемиологических исследований и испытаний – 83,4%. Основными причинами невыполнения данной услуги явились закрытие объектов контроля и, соответственно, снижение количества проб при обследовании объекта, а так же особенности сроков представления квартального отчета по выполнению гос. задания (отчетность по состоянию на 10 марта).

В 1 квартале объем выделенной субсидии составил 23 млн. 798 тыс.рублей. Доля денежных средств, непосредственно направленных на выполнение государственного задания, составила 75% или 17 млн. 761 тыс.рублей, целевые субсидии - 12%, на содержание имущества отведено 13% от общего объема финансирования.

В общей структуре наиболее финансовозатратной явилась государственная услуга Проведение лабораторных исследований» - 12 млн. 319 тыс. рублей или 70% от всего финансирования гос.задания.

Стоимость 1 единицы данной услуги составила 257,5 рублей, что на 42% больше, чем в аналогичном периоде 2012 года.

В рамках данной государственной услуги проведено 47 846 лабораторных исследований и испытаний, из которых 93% выполнено при обеспечении контрольно – надзорных мероприятий, 2% - в рамках СГМ и 5% - по эпидемиологическому мониторингу. Государственный заказ на данные виды работ по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличился на 7%. При обеспечении надзорных мероприятий на испытательный лабораторный центр Саранска приходится 46% от общего количества проведенных исследований. Не смотря на то, что лабораторная база всех филиалов ФБУЗ (за исключением Ромодановского) примерно одинакова, доля проведенных исследований от общего их количества по республике варьирует от 9% в Краснослободском до 16% в Рузаевском филиалах. Вклад Ромодановского филиала составляет 4,8%.

Обращает внимание структура государственного заказа лабораторных исследований, формируемого территориальными отделами.

Доля государственного заказа, выдаваемого Рузаевскому филиалу на проведение санитарно – химических исследований, составляет 8% от общего объема заказа по филиалу, что в 2 раза ниже среднереспубликанского значения. В указанном филиале практически отсутствует заказ на паразитологические исследования – за 1 квартал проведено лишь 47 исследований из 1816-ти по республике, хотя вопросы профилактики паразитозов на сегодняшний день являются актуальными. Значительно выше среднереспубликанских значений доля микробиологических исследований, проводимых Краснослободским филиалом, в то же время на долю санитарно – химических исследований приходится лишь 11%.

На основании проведенного анализа объема заказываемого лабораторного обеспечения на 1 объекте надзора отмечается следующее: на 1 плановом объекте санитарного надзора в среднем по республике проводится 22 микробиологических, 5 паразитологических, 18 санитарно – химических исследования и 66 замеров физических факторов.

Резко выделяется Рузаевский филиал с его 125-тью замерами физических факторов на одном объекте надзора и Ромодановского филиала, где специалистами территориального отдела в среднем на одном объекте планируется проведение 4-х санитарно – химических исследований.

Несколько иначе складывается ситуация на объектах эпидемиологического надзора. В среднем по республике на таком объекте проводится 21-но микробиологическое, 6 паразитологических, одно санитарно – химическое исследование и 0,5 замеров физических факторов.

Отмечается, что в Рузаевском филиале отсутствует заказ на проведение микробиологических исследований, в Ковылкинском количество проведенных исследований в 7 раз ниже среднереспубликанского уровня, в то время как в Краснослободском на 16 больше. Проведение паразитологических исследований на данных объектах было предусмотрено только для ИЛЦ г.Саранска.

Приведенные данные крайне настораживают, так как именно государственный заказ служит основой для развития материально – технической базы лабораторий.

В целях максимального обеспечения приоритетной для ФБУЗ ЦГиЭ в РМ» государственной услуги было внедрено 22 новых метода лабораторных исследований. Расширена область аккредитации Рузаевского филиала на проведение исследований атмосферного воздуха, специалистами Центра освоены новые методы определения свинца, кадмия, хрома, никеля, меди и марганца в питьевой воде, ведется работа по освоению методик определения 11-ти органических веществ в материалах различного состава. Активно осваивается новое оборудование, приобретенное в рамках адресной инвестиционной программы. Кроме освоения новых методов исследований, на высокоэффективное оборудование переводятся ранее выполняемые виды исследований, что позволяет рационализировать технологии лабораторного процесса.

Проведена значительная работа по прохождению ФБУЗ ЦГиЭ в РМ» процедуры аккредитации во вновь образованной Национальной системе.

С целью подтверждения компетентности испытательные лабораторные центры, кроме проведения систематического внутреннего аудита, проходят внешний аудит - принято участие в первом туре межлабораторных сравнительных испытаний с официальным провайдером.

Получена лицензия на медицинскую деятельность по таким направлениям, как медицинская статистика, лабораторное дело, проведение стационарной медицинской помощи по бактериологии и вирусологии, а так же предрейсовые медицинские осмотры.

Результаты проведенных лабораторных исследований и измерений позволяют оценить достижение индикаторных показателей, определяющих качество среды обитания населения республики.

По итогам 1 квартала следует обратить внимание на выполнение индикаторных показателей по освещенности. Так, уровни искусственной освещенности не соответствуют гигиеническим нормативам в образовательных учреждениях Краснослободского района в 55% проведенных замеров при целевом значении – 5%. В учебных заведениях Рузаевского района, а так же г. Саранска данный показатель так же превышает целевое значение и составляет 7,4% и 7,8% соотвественно, что является основанием для принятия управленческих решений соответствующими территориальными отделами.

Не достигнуты целевые значения доли рабочих мест, не соответствующих гигиеническим нормативам по освещенности. Например, в Ромодановском районе указанный показатель практически в 2 раза превышает среднереспубликанский уровень и составляет 39% при целевом значении 12,6%.

Превышение нормативных значений содержания пыли на рабочих местах отмечается на промышленных объектах, обследованных ИЛЦ г.Саранска.

Государственная услуга по проведению санитарно – эпидемиологических исследований и испытаний включает в себя работу по эпидемиологическому мониторингу. Проведенные лабораторные наблюдения выявили антиген туляремийного микроба в пробах погадок из 5-ти районов республики, в двух пробах сывороток крови обнаружены антитела к боррелиозу и в одной – к иерсиниозу. При исследовании мелких млекопитающих на ГЛПС, туляремию, лептоспироз, иерсиниоз – АГ не выявлен. Проведено 367 исследований в рамках серологического мониторинга состояния коллективного иммунитета против управляемых инфекций. В текущем эпидсезоне на грипп было проведено 1384 вирусологических и 102 ПЦР – исследования. В 7% случаев диагноз грипп» был подтвержден.

Основной проблемой, возникающей при выполнении плана эпидемиологического мониторинга, является крайне низкая исполнительская дисциплина руководителей лечебных учреждений, обеспечивающих доставку биологического материала больных с экзантемными заболеваниями. Специалистами Учреждения неоднократно направлялась соответствующая информация в адрес Министерства здравоохранения РМ, руководителей лечебных учреждений, в адрес Управления Роспотребнадзора, но ситуация на сегодняшний день не изменилась – план по доставке проб в лабораторию не выполняется.

Продолжается лабораторное наблюдение за средой обитания в рамках социально – гигиенического мониторинга. Исследовалось качество атмосферного воздуха по 7-ми приоритетным веществам. Полученные результаты свидетельствуют о соответствии гигиеническим нормативам мониторируемых показателей.

При определении уровней электромагнитного воздействия в мониторинговых точках превышений нормативных значений не выявлено. По результатам шумового мониторинга в 9 стационарных точках из 27-ми в г. Саранске отмечено превышение предельно – допустимых уровней.

Результаты мониторингового наблюдения за качеством воды централизованного водоснабжения продолжают свидетельствовать о несоответствии питьевой воды гигиеническим требованиям по показателям химического загрязнения. Обращает на себя внимание, что помимо типичных для республики загрязнителей воды, с внедрением новых видов исследований на дополнительные показатели, обнаружены повышенные концентрации бора в 12-ти районах республики, юго – западном жилом районе г. Саранска, п. Ялга и Николаевка (превышение от 1,5 ПДК до 6,8 ПДК), стронция в 2-х районах РМ до 1,7 ПДК. Выявленная ситуация безусловно требует принятия определенных управленческих решений.

Государственная услуга по проведению санитарно – эпидемиологических экспертиз выполнена на 135,5%. Указанное перевыполнение сложилось прежде всего за счет Чамзинского и Рузаевского филиалов – количество выданных предписаний превысило плановые значения в 3 раза в Чамзинке и на 50% в Рузаевке.

Размер субсидии, направленной на выполнение данной услуги, составил 758 тысяч рублей, что на 68% больше показателя аналогичного периода 2012 года.

В структуре проведенных экспертиз ведущие места занимают санэпидэкспертиза режимов образования – 62% и оценка условий проживания – 16%. На санэпидэкспертизу, проведенную по определениям приходится 12% в общей структуре экспертиз, в рамках лицензирования – 9%, по требованию прокуратуры – 1%. В 11% случаев по результатам санитарно – эпидемиологических экспертиз были выданы заключения о несоответствии представленных материалов требованиям санитарного законодательства.

Специалисты учреждения были привлечены к проведению 42-х санитарно – эпидемиологических обследований объектов. Выполнение соответствующей государственной услуги составило 155,5%. Вновь следует отметить, что начальниками территориальных отделов и главными врачами филиалов не отслеживается ситуация по выполнению плановых показателей государственного задания. Так, в Рузаевском и Краснослободском районах выдано предписаний на проведение санитарно – эпидемиологических обследований больше, чем планировалось в 2 и 3 раза соответственно. Вместе с тем, процент выполнения данной услуги в Ромодановском филиале составил лишь 20%.

Проводимая аналитическая работа в рамках социально – гигиенического мониторинга относится к 7-ой государственной услуге. На основе системных наблюдений ведется формирование федерального и регионального информационных фондов данных СГМ. За 1 квартал сформированы базы по 4-м разделам (атмосферный воздух, питьевая вода, продукты питания и сырье, безопасность почвы), обновлены – по пяти (йоддефицитные болезни за 2006 – 2012гг., социально – значимые болезни за 2001 – 2012гг., токсикологический мониторинг за 2005 – 2012 гг, заболеваемость анемиями за 2005 – 2012 гг). Количество мониторируемых показателей составило 1012 единиц.

Численность населения республики на 1 января 2013 года составила 818566 человек, что ниже показателя предыдущего года на 6900 человек. В 2012 году на 1 тысячу населения приходилось 8 новорожденных и 14 умерших. Показатель рождаемости в республике на 23% ниже аналогичного показателя в Приволжском федеральном округе. Основной причиной смертности населения по – прежнему остаются болезни системы кровообращения – 52%, четверть из которых связана с ишемической болезнью сердца.

Анализ заболеваемости, обусловленной дефицитом железа в структуре питания населения, свидетельствует о том, что 98% от всех анемий занимают железодефицитные, 33% из которых – анемии у детей. К территориям риска по данному показателю можно отнести Ардатовский, Зубово – Полянский, Торбеевский, Чамзинский и Дубенский районы.

Диффузный зоб является самой распространенной формой проявления дефицита йода в республике – 63% от общего количества йоддефицитных состояний. К наиболее неблагоприятным территориям относятся Теньгушевский, Зубово – Полянский, Атяшевский и Рузаевский районы, а так же г.Саранск.

Отдел СГМ приступил к внедрению современных методик по расчету рисков, в частности, проведена апробация методических рекомендаций по расчету канцерогенного и не канцерогенного рисков употребления питьевой воды в разрезе районов республики, административных территорий г. Саранска для взрослого и детского населения.

Проведенная работа в рамках данной государственной услуги является основанием для подготовки прогнозов и определения причинно – следственных связей для последующего принятия специалистами Управления соответствующих решений.

С целью формирования государственных информационных ресурсов Учреждением осуществляется государственный учет инфекционных заболеваний с заполнением эпидемиологических карт. Выполнение данной гос.услуги составило 98,4%. По итогам работы за 1 квартал отмечается:

- отсутствие заболеваемости по 49-ти нозологическим формам

- 1 эпидемиологический очаг сальмонеллеза в Чамзинском районе с числом пострадавших 11 человек

- снижение заболеваемости вакцинорегулируемыми инфекциями на 30%

- рост в 6 раз заболеваний острым вирусным гепатитом А

- сложилась тревожная ситуация по уровню заболеваемости внебольничными пневмониями – рост 87%

- рост суммы инфекционной и паразитарной заболеваемости на 50% в основном за счет роста уровня заболеваемости гриппом в 28 раз.

Государственное задание по проведению статистического наблюдения в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, сфере защиты прав потребителей включает в 1 квартале формирование 1189-ти форм статистической отчетности. Кроме того, к данной государственной услуге Учреждение относит деятельность региональной сети информирования и консультирования по вопросам защиты прав потребителей. За истекший период 2013 года в консультационный центр и пункты поступило 1106 обращений, из которых 28% - лично, 71% - по телефону и 1% посредством Интернет – технологий.

Наибольшую долю составляют обращения, связанные с приобретением сложной бытовой техники – 21,5% и мобильных телефонов – 16%. В 1,5 раза увеличилось количество консультаций по вопросам оказания услуг ЖКХ. Вместе с тем, в 5 раз снизилось количество обращений, связанных с нарушением прав потребителей финансовых услуг.

Для увеличения информационного охвата населения республики по вопросам защиты прав потребителей продолжается сотрудничество специалистов Учреждения с печатными изданиями и республиканским телевидением, совершенствуется структура разделов сайта. Подготовлено 4 тематические памятки, правовая карта потребителя, обновлен программный продукт, которым оснащены информационные терминалы. Проведен комплекс мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей – организован конкурс Грамотный потребитель», в 3-х библиотеках города состоялись тематические выставки, в Национальной библиотеке – правовой лекторий. С 2013 года в практику работы ФБУЗ ЦГиЭ в РМ» внедрен новый вид подготовки специалистов филиалов – однодневные обучающие занятия по типу стажировок на базе головного учреждения.

Выполнение государственного задания осуществляется коллективом штатной численностью 398 единиц.

ФБУЗ ЦГиЭ в РМ» были организованы курсы повышения квалификации для фельдшеров – лаборантов бактериологических лабораторий, а так же для помощников – эпидемиологов. Во исполнение распорядительных документов Роспотребнадзора внедрен принцип наставничества над вновь принятыми и переведенными на другие должности сотрудниками.

Коэффициент текучести кадров, сложившийся в 1 квартале, составил 3,8%, что не превышает рекомендуемых значений.

Укомплектованность физическими лицами в целом по учреждению составляет 95%, в том числе врачами – 87,8%.

Обращает на себя внимание показатель среднего возраста врачебных кадров – в головном учреждении его значение приближается к уровню 38,5 лет, в филиалах он составляет в среднем 47 лет. Если проводимая работа по профессиональной ориентации и целевому направлению выпускников школ в ВУЗы страны через несколько лет может дать положительные результаты и к нам придут молодые врачи, то ситуация, складывающаяся в отношении средних медицинских работников, в настоящее время более сложна. Средний возраст сотрудника, имеющего среднее медицинское образование в ФБУЗ ЦГиЭ в РМ», составляет 47 лет, а на протяжении ряда лет медицинским колледжами республики вообще не организуется набор студентов по специальности Санитарный фельдшер».

Основными задачами, стоящими перед ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» на 2 квартал, являются:

- своевременное обеспечение в полном объеме запланированных государственных услуг

- организация и проведение необходимого лабораторного обеспечения, гигиенического обучения в рамках проведения летней оздоровительной кампании

- прохождение процедуры аккредитации в Национальной системе

- дальнейшее расширение области аккредитации ИЛЦ с целью максимального обеспечения контроля за выполнением Технических регламентов Таможенного союза

- ведение финансового мониторинга за эффективным использованием выделенной субсидии на обеспечение государственного задания

- внедрение методологии оценки рисков факторов среды обитания: воды, почвы, атмосферного воздуха на здоровье населения

- дальнейшее совершенствование деятельности региональной сети информирования и консультирования с учетом планов перспективного развития Учреждения

- применение в практике работы системы электронного документооборота и современных информационных технологий

- дальнейшее совершенствование структуры учреждения для реализации мер, направленных на улучшение эффективности и действенности федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

 

 

Председатель коллегии Т.П.Харитонова

 

Секретарь коллегииЮ.И.Мешкова