Итоги деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей за 2012 год и задачи на 2013 год

Протокол от 05.12.2013

 

08.02.2013

 

 

1

 

 

 

Протокол

 

заседания коллегии Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия

Итоги деятельности по обеспечению

санитарно-эпидемиологического благополучия населения

и защиты прав потребителей за 2012 год

и задачи на 2013 год»

 

Председательствовал: Т.П.Харитонова – и.о.руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия

 

На коллегии присутствовал начальник отдела по надзору за исполнением законодательства РФ по противодействию коррупции Прокуратуры Республики Мордовия А.А.Чапаев

Список специалистов Управления и ФБУЗ, присутствующих на коллегии, прилагается.

 

Итоги деятельности по обеспечению

санитарно-эпидемиологического благополучия населения

и защиты прав потребителей за 2012 год

и задачи на 2013 год

(В.М.Конакова, Е.Н.Кочетов, А.И.Богачёва, Н.Ю.Фадеева,

Ю.В.Матвеева, Г.П.Бардина, Г.В.Суворова, А.А.Чапаев)

 

Деятельность органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на территории Республики Мордовия в 2012 году осуществлялась в соответствии с основными направлениями деятельности, утверждёнными приказом Управления.

Количество проверок с привлечением ФБУЗ составило 1767 или 57% от всех проведённых проверок. По сравнению с 2011 годом количество их увеличилось на 203 или 13%.

Средняя нагрузка на 1 работника, непосредственно выполняющего функции по контролю (надзору), по количеству выполненных за 2012 год проверок составила 38,3 проверки, с учётом административных расследований – 41,2, что выше прошлогоднего уровня (в 2011 году – 33 и 35,3 соответственно).

За 2012 год проведено 3100 проверок и 238 административных расследований. Число проверок осталось практически на уровне 2011 года (уменьшилось на 51 проверку или 1,6% за счёт внеплановых проверок). Количество административных расследований не изменилось.

86% проверок проводилось в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (2011 год – 76%). По иным основаниями проведено 446 проверок или 14% всех проверок. В том числе, количество проверок, проведённых органами прокуратуры с привлечением специалистов Управления, составило 296 - 10% от всех проверок и 17% от внеплановых проверок. Количество их уменьшилось на 46% по сравнению с 2011 годом.

 

Выполнение за отчётный период утверждённого плана проведения проверок составило 88% (в 2011 году 92%).

Удельный вес плановых проверок вырос по сравнению с 2011 годом на 15% и составил 44%.

Проведено 1736 внеплановых проверок, из них 1290 или 74% - в рамках ФЗ-294. Общее число внеплановых проверок уменьшилось на 513 по сравнению с 2011 годом, а доля их в общем количестве проведённых проверок - с 71 до 56%.

Структура внеплановых проверок не претерпела существенных изменений по сравнению с 2011 годом. Удельный вес проверок по контролю исполнения предписаний составил 30% (+6%). Доля проверок на основании обращений потребителей составила 20% (-5%), проверок на основании информации о возникновении угрозы вреда 10% (+1%), проверок, проведённых на основании распоряжения руководителя Роспотребнадзора 11% (+3%).

Всего выявлено 8089 нарушений, что соответствует прошлому году. 70% нарушений выявлено при проведении плановых проверок, 30% – при внеплановых. Среднее количество выявленных нарушений в ходе одной проверки (по отношению к количеству проверок с выявленными нарушениями) возросло с 4,0 до 4,6, что связано с повышением требовательности специалистов. В среднем в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя проведено 1,5 проверки.

Доля проверок, по итогам которых не выявлены нарушения (без учёта внеплановых проверок, проведённых в рамках исполнения предписаний, при которых предписания выполнены), составила 33% всех проверок. Показатель улучшился на 2% по сравнению с 2011 годом. Среди плановых доля таких проверок возросла с 12 до 22% за счёт проверок летних оздоровительных учреждений в ходе подготовки к летнему сезону. Среди внеплановых проверки без нарушений составили 43% против 46% в 2011 году.

В отчётном году в 3 раза уменьшилось количество проверок, при которых выявлены нарушения, но не приняты меры (с 280 до 89). В это число вошли проверки на основании обращений граждан по вопросам нарушениях их прав при предоставлении услуг ЖКХ, когда КоАП не предусматривает административной ответственности при выявлении нарушений законодательства. В таких случаях выдавались предписания о прекращении нарушений прав потребителей. Основное число составили проверки, проводимые прокуратурой с привлечением специалистов Управления, при которых специалисты не имеют полномочий для возбуждения дел об административных правонарушениях.

По результатам выявленных в ходе проверок нарушений составлено 3095 протокола об административном правонарушении, на 20% меньше, чем в 2011 году. При этом использовалось 39 составов КоАП против 36 в 2011 году.

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, составила 95% против 84% в 2011 году. Общее количество таких проверок увеличилось на 94 и составило 1767 проверки. Дела возбуждались в ходе проведении 100% плановых проверок, в ходе которых выявлялись нарушения (2011 год – 100%), 89% внеплановых проверок с нарушениями (2011 год – 72%).

Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 2696, что на 832 меньше, чем в предыдущем году, а доля проверок, по итогам которых наложены административные взыскания, снизилась с 93 до 81%.

97% наказаний составили штрафы, 2% - предупреждения, 1% - административное приостановление деятельности. Удельный вес видов наказаний близок к 2011 году. Удельный вес принятых судом решений о приостановлении деятельности вырос с 76 до 97%.

По субъектам административной ответственности штрафы распределялись следующим образом: 52,4% штрафов было наложено на должностных лиц, 26,3% - на ИП, 6,9% - ЮЛ, что близко к 2011 году.

Сумма наложенных штрафов уменьшилась на 9% и составила 5 млн. 154 тыс. рублей. Средняя сумма штрафа выросла на 16% и составила 1983 рубля в расчёте на 1 должностное лицо, выполняющее функции по контролю (надзору) – на 8% (с 59 020 до 63 630 рублей).

Взыскиваемость штрафов, наложенных по итогам проверок, составила 98%, что выше прошлогоднего значения на 18%.

С целью снижения административной нагрузки на бизнес, в соответствии с требованиями законодательства, в органы прокуратуры подано 196 заявлений о проведении внеплановых выездных проверок (на 51 меньше, чем в 2011 году).

Удельный вес заявлений о проведении внеплановых проверок, направленных на согласование в органы прокуратуры, по которым приняты положительные решения, увеличился с 79 до 92%, что свидетельствует о более тщательной подготовке материалов специалистами. Причиной отказа 56% послужило отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, в 44% - несоблюдение требований к оформлению решения о проведении внеплановой выездной проверки. Все случаи отказов подвергались тщательному анализу.

Работа с обращениями граждан, органов местного самоуправления, государственной власти РМ велась в соответствии с требованиями ФЗ-59. За год в Управление поступило 2230 обращений, что находится примерно на уровне 2011 года. Отмечается увеличение на 11% количества обращений по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые в отчётном году составили 41% всех обращений, и уменьшение на 17% числа обращений по вопросам ЗПП. В прошедшем году на их долю приходилось 57% обращений.

Специалистами рассмотрено 2247 обращений. 24% обращений стали основание для проведения проверок. По 7% обращений проведены административные расследования. По 54% обращений даны разъяснения. 15% направлены для рассмотрения по подведомственности.

Таким образом, итоги деятельности по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2012 году свидетельствуют о повышении результативности и эффективности государственного контроля (надзора), осуществляемого Управлением, а также о положительной динамике в решении основных задач в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана среды обитания человека, защиты прав потребителей.

В 2012 году отмечена стабилизация и некоторое улучшение основных показателей, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку в республике.

Общая инфекционная заболеваемость в 2012 г. снизилась на 7,7%, в том числе сальмонеллезом на 21,4%, дизентерией – на 20,9%, острыми кишечными инфекциями неустановленной этиологии – на 3,9%, энтеровирусными инфекциями – на 72,1%, острым вирусным гепатитом В – на 69,7%, острым вирусным гепатитом С – на 71,2, носительством возбудителя вирусного гепатита В – на 21,8, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом – на 19,4%, лептоспирозом – на 32,8%, менингококковой инфекцией – на 46,7%, впервые выявленным туберкулезом – на 20,4%, клещевым боррелиозом – на 36,9%, чесоткой – на 27,2%, аскаридозом – на 14,8%, ВИЧ-инфекцией – 30,6%.

В то же время отмечался рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями установленной этиологии, острым вирусным гепатитом А, хроническими вирусными гепатитами, коклюшем, педикулёзом, внебольничными пневмониями, энтеробиозом, ГСИ новорождённых, внутриутробными инфекциями.

Территория Республики Мордовия, является неблагополучной по бешенству животных, геморрагической лихорадке с почечным синдромом, туляремии, клещевому боррелиозу, лептоспирозу.

Итоги 2012 года показывают, что в ходе реализации ВЦП Гигиена и здоровье» остались не достигнутыми показатели удельного веса проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям (36,8%, в 2 раза выше запланированного), удельного веса проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (3,55% при запланированных 2,5%), доли рабочих мест, имеющих недостаточную искусственную освещённость (19% при плане 13,3%) и повышенное содержание паров и газов в воздухе рабочей зоны (4,8% при плане 4,2%).

Из прогнозных показателей ведомственных целевых программ эпидемиологического профиля не достигнут показатель уровня заболеваемости коклюшем. При плановом показателе 08, на 100 тысяч населения заболеваемость регистрировалась на уровне 9,1 на 100 тысяч населения.

По надзору за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей проведено 884 проверки, на 29% меньше, чем в 2011 году. В сфере оказания услуг проведено 245 проверок. Нарушения выявлены в 65% проверок. На 1 проверку приходится 2,6 нарушения.

 

Учитывая вышеизложенное, коллегия

 

РЕШАЕТ:

 

1.Нначальнику отдела санитарного надзора Н.Ю.Фадеевой, начальнику отдела эпидемиологического надзора Ю.В.Матвеевой, начальнику отдела защиты прав потребителей Г.П.Бардиной, начальникам территориальных отделов Е.В.Грошеву, А.П.Посаженникову, А.И.Чубса, Р.Н.Ятайкиной, заместителю начальника территориального отдела Соколовой Е.Б.:

1.1.Обеспечить:

-совершенствование системы государственного регулирования в части оптимизации контрольно-надзорных функций при безусловном обеспечении конституционных прав граждан на охрану здоровья,

-совершенствование федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью минимизации вредного воздействия на здоровье населения загрязнения среды обитания с использованием всех возможностей лабораторной базы ФБУЗ,

-разработку перспективного совместного с ФБУЗ плана мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия во время проведения массовых спортивных мероприятий,

-организацию проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий в отношении инфекционных заболеваний,

-внесение изменений во временный регламент взаимодействия Управления и ФБУЗ, утверждённый приказом Управления от 31.07.2007 № 118 в соответствии с действующим законодательством,

-защиту прав потребителей товаров и услуг с целью повышения социальной удовлетворенности населения Республики Мордовия,

-развитие механизмов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде,

-совершенствование кадровой политики,

-усиление работы по профилактике среди государственных гражданских служащих нарушений коррупционной направленности и конфликта интересов,

-внедрение в практику работы проведения совместных Дней специалиста для работников Управления и ФБУЗ,

-мониторинг выполнения ФБУЗ государственного задания.

1.2. В рамках дальнейшей реализации федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ обеспечить:

- Повышение эффективности и результативности осуществления мероприятий по контролю и надзору, снижение удельного веса безрезультатных проверок .

- Совершенствование деятельности по согласованию с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проведения совместных проверок при подготовке ежегодных планов проведения плановых проверок.

- Принятие мер по оптимизации планирования надзорных мероприятий на основании выбора объектов приоритетного надзора.

-Совершенствование мониторинга эффективности проведения мероприятий по контролю и надзору, реализации плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и контроля за предписаниями.

- Дальнейшее совершенствование работы по снижению административных барьеров в развитии предпринимательства.

- Строгое соблюдение требований действующего законодательства при проведении проверок. При выявлении нарушений - обеспечение адекватного применения полномочий в соответствии с действующим законодательством. Принятие мер по обеспечению действенного функционирования системы обеспечения и контроля качества проверок.

-Рост составов административных правонарушений на 30% (2012г. 50%) (применяя ч.2 ст.6.7, ст. 6.14, ст. 9.16, ч.ч. 1, 4 ст. 14.1, ч.2 ст.14.6, ч.3 ст. 14.8, ст. 14.10, ч.ч. 1, 2, 2.1 ст.14.16, ст. 14.26, ч.ч.1, 3, 4, 5, 6 7 ст. 14.34, ст. 14.39, ч.3 ст. 14.43, ч.ч. 2, 3 ст. 14.44, ст. 14.46, ч.1 ст. 14.51, ст. 15.12, ст. 17.9, ст. 18.17, ч.ч. 1, 3 ст. 19.4.1, ч.2 ст. 19.7.5-1, ч.ч. 1,2 ст. 19.4.1, ч.1 ст. ст. 19.19, 19.20, ст. 19.26, 19.33), а также адекватность применения статей КоАП РФ выявленным правонарушениям.

-Использование в полной мере применения мер административного принуждения в отношении юридических лиц и временного запрета деятельности.

-Использование обеспечивающих статей (ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6, 19.7, 19.19, и др.) для направления административных дел в суды.

-Возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, ст.ст. 14.43- 14.46, не подменяя применением общей статьи 6.3.

- Обеспечение комплексного подхода к вопросу выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей на основе гармоничного сочетания мер административной и гражданско-правовой ответственности.

-Достижение максимальной эффективности при реализации контрольно-надзорных полномочий, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, финансовых услуг, образовательных услуг, услуг связи и перевозки граждан различными видами транспорта, дистанционной продажи товаров, туристического обслуживания.

- Формирование на региональном уровне действенной системы защиты потребительских прав граждан на основе координации деятельности Управления и органов исполнительной власти республики Мордовия, местного самоуправления и общественных объединений потребителей.

- Реализацию ранее разработанного комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе, за счет просвещения потребителей и предпринимателей по вопросам правоприменения потребительского законодательства.

- Совершенствование взаимодействия со средствами массовой информации, включая проведение различных гласных и публичных мероприятий (приоритетно - в соответствии с девизом Всемирного дня защиты прав потребителей, ежегодно отмечаемого 15 марта).

2.Главному врачу ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» Е.Н.Кочетову обеспечить:

2.1.Выполнение основных функций Учреждения по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в рамках государственного задания.

2.2.Ведение мониторинга эффективности расходования бюджетных средств, а также работы в условиях новой системы оплаты труда.

2.3.Дальнейшее укрепление материально-технической базы Учреждения, включая приобретение лабораторного оборудования.

2.4.Совершенствование работы лабораторий ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» по исследованию показателей, предусмотренных Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) Соглашения таможенного союза по санитарным мерам.

2.5.Обеспечение необходимого объёма и перечня лабораторных исследований и товароведческой экспертизы непродовольственной группы товаров на соответствие требованиям технических регламентов.

2.6.Совершенствование работы по консультированию граждан по вопросам защиты прав потребителей.

 

Председатель коллегииТ.П.Харитонова

 

Ответственный секретарь коллегии Е.К.Больщикова