Итоги деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей за 1 полугодие 2013 года

Протокол от 05.12.2013

 

09.08.2013

 

 

8

 

 

Протокол

 

заседания коллегии Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия

Итоги деятельности по обеспечению

санитарно-эпидемиологического благополучия населения

и защиты прав потребителей за 1 полугодие 2013 года.

Выполнение ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в

Республике Мордовия государственного задания»

 

Председательствовал: Т.П.Харитонова, руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия

 

Список присутствующих прилагается.

 

Итоги деятельности по обеспечению

санитарно-эпидемиологического благополучия населения

и защиты прав потребителей за 1 полугодие 2013 года.

Выполнение ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в

Республике Мордовия государственного задания»

(Т.П.Харитонова, Т.И.Бурлакова, Н.Ю.Фадеева,

Ю.А.Цыплёнков, Г.В.Суворова, Д.В.)

 

Работа по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей осуществлялась на основании основных направлений деятельности на 2013 год.

В рамках административной реформы проведён третий этап сокращения численности государственных гражданских служащих Управления. В результате оптимизации число государственных гражданских служащих за 3 года сократилось на 20% и составило на сегодня 106 ставок, из них занято 103. Непосредственно надзором в 1 полугодии занималось 79 человек.

В Управлении запланирована дальнейшая оптимизация структуры. В целях обеспечения наиболее равномерной нагрузки на специалистов, осуществляющих надзорные функции, повышения эффективности их работы проведён анализ числа состоящих в реестре ЮЛ/ИП, деятельность которых подлежит надзору, их территориальное распределение, гигиеническая значимость. Предусмотрено соединение двух территориальных отделов с численность работающих 15 человек, а также присоединение отдела СГМ к отделу санитарного надзора Управления.

Эпидемиологическая обстановка в Республике Мордовия

за Iполугодие 2013 г.

За 6 мес. 2013г. общая инфекционная заболеваемость по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. увеличилась на 29,4%, прежде всего за счет гриппа (рост в 1,5 раза) и ОРВИ (рост на 27,9%), а также внебольничных пневмоний (рост на 53,6%).

За январь-июнь 2013 г. отмечается снижение по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. показателей заболеваемости сальмонеллезными инфекциями на 12,9% (показатель 23,9 на 100 тыс. нас.), острыми кишечными инфекциями установленной этиологии на 18,2%, в т.ч. вирусной этиологии на 17,7%, острыми кишечными инфекциями неустановленной этиологии на 12,9%, хроническим вирусным гепатитом В на 6,9% (показатель заболеваемости 5,4 на 100 тыс. нас.), коклюшем на 32,1 (показатель заболеваемости 2,7 на 100 тыс. нас.), туберкулезом на 25,9% (показатель заболеваемости 14,4 на 100 тыс. нас.), ВИЧ-инфекцией – на 1,0%, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в 5,4 раза, внутрибольничными инфекциями на 16,7%.

Не зарегистрировано заболеваний брюшным тифом, дифтерией, краснухой, острым вирусным гепатитом В.

В тоже время отмечается рост заболеваемости по ряду инфекционных заболеваний и паразитарных болезней, в т.ч. бактериальной дизентерией на 17,2%, энтеровирусной инфекцией с 1 до 10 случаев (показатель заболеваемости 1,2 на 100 тыс. нас.), острым вирусным гепатитом А в 2,2 раза с 7 до 24 случаев (заболеваемость 2,9 на 100 тыс. нас.), хроническим вирусным гепатитом С на 6,8%, ветряной оспой на 8,9%, клещевым боррелиозом с 4 до 9 случаев (заболеваемость 1,1), энтеробиозом на 7,1%. Зарегистрирован 1 сл. кори (показатель заболеваемости 0,1 на 100 тыс. нас.).

За 6 мес. 2013г. объем поступления вакцин в рамках Национального календаря составил от 30% от заявленного количества (вакцины АКДС, АДС-М, БЦЖ, БЦЖ-М) до 100% (АДС-анатоксин, АДМ-анатоксин) в объеме 50% поступили вакцины против краснухи и кори, вирусного гепатита В для взрослых. Вакцина полиомиелитная инактивированная – 30%, вакцина полиомиелитная пероральная – 30%. За 7 мес. 2013 г. поставки вакцин составили от 30% (АС-анатоксин, инактивированная полиомиелитная вакцина) до 70% (вакцина полиомиелитная пероральная, АКДС, паротитная), вакцина против вирусного гепатита В детская – 50%, против гемофильной инфекции – 50%.

За 6 мес. 2013г. план профилактических прививок по Республике Мордовия выполнен в среднем на 47,3%, в т.ч. детей – на 47,4%.

В рамках реализации Национального проекта Здоровье» по разделу дополнительной иммунизации населения за 6 мес. 2013г. против гепатита В первую аппликацию получили 3332 человека или 48,2% от числа подлежащих лиц в возрасте от 18 до 55 лет (план 6917 человек) вторую аппликацию – 2041 человек или 29,5% от числа подлежащих третью аппликацию - 0 (не подошел срок прививок).

По реализации Программы ликвидации кори» в Iполугодии 2013г. вакцинировано взрослых от 18 до 35 лет 528 чел. или 75,4% от плана (подлежит вакцинации 700 чел.), ревакцинировано 619 человек или 11,7% от плана (подлежит ревакцинации 5300 чел.).

В Республике Мордовия на 01.07.2013 г. зарегистрировано 1821 случай ВИЧ-инфекции (включая лиц, находящихся в УФСИН), в т.ч. жителей республики – 1083 чел. Показатель распространенности в республике Мордовия составляет 218,5 на 100 тыс. нас., в т.ч. среди жителей республики – 129,9.

За 6 мес. 2013 г. обследовано на ВИЧ-инфекцию – 64058 человека (53,4% от плана). Вновь выявлено, включая УФСИН 70 чел., в т.ч. 51 среди жителей республики.

Подлежит диспансерному наблюдению всего 2661 чел. ВИЧ-инфицированных, в т.ч с 01.01.201 3г. по 01.07.2013 г. – 1741 чел., охвачено диспансерным наблюдением на 01.07.2013 г. – 2661 чел. (100,0%), в т.ч. за 6 мес. 2013 г. – 1741 чел. (100,0%).

Всего нуждаются в антиретровирусной терапией – 856 чел., в т. ч. с 01.01.2013 г. подлежало лечению антиретровирусной терапией 488 человек. Всего получает лечение – 837 чел., (97,7%), из них с 01.01.2013 г. по 01.07.2013 г. – 488 чел. (100,0%).

За 6 мес. 2013 г. количество ВИЧ-инфицированных, прошедших обследование по определению вирусной нагрузки, составило 610 человек – 100,0% от количества ВИЧ-инфицированных, прошедших диспансерное обследование, количество ВИЧ-инфицированных, прошедших обследование по определению иммунного статуса (CD4) составило 610 чел. – 100,0%.

За 6 мес. 2013 г. количество ВИЧ-инфицированных беременных женщин, завершивших беременность родами – 11 чел., из них 11 парам мать-ребенок проводилась трехэтапная химиопрофилактика (во время беременности, в родах, ребенку) – 100,0%.

В 2012 году подготовлены и направлены 23 материала в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства с сифилисом, ВИЧ-инфекцией и туберкулезом в Российской Федерации. По 19 материалам (82,6%) получены решения о нежелательности пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, 4 материала на рассмотрении.

За 7 мес. 2013 г. подготовлены и направлены в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 9 материалов о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в связи с выявлением инфекционного заболевания, по 8 материалам получено решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

Федеральный государственный

санитарно-эпидемиологический надзор

В качестве приоритетных направлений федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в 1 полугодии были определены надзора за:

- производством и оборотом мяса свинины

- производством и оборотом алкогольной продукции

- организацией ЛОК

-подготовкой школ к учебному году

-качеством воды, подаваемой населении.

-качеством продовольственного сырья и продукции.

 

В целях контроля в сфере производства и оборота мяса свинины за 6 месяцев проверено 247 предприятий или каждое 11 предприятие, осуществляющее деятельность на территории республики. Нарушения выявлены на 64,7% проверенных предприятий. Наиболее частыми были нарушения условий хранения сырья и продукции, также нарушения дезрежима.

В ходе проверок снято с реализации 76 партий весом 1000 кг продукции, не соответствующей стандартам качества, не имеющей документов, подтверждающих её качество.

Вынесено 160 постановлений о применении административного наказания. Наложено штрафов на сумму 263 тысячи рублей

Надзор за ходом летней оздоровительной кампании.

В ходе проверок ЛОУ по вопросам подготовки к ЛОК 2013 года особое внимание уделялось исполнению юридическим лицами ранее выданных предписаний по улучшению материально-технической базы летних лагерей. Проверки показали, что предписания выполнены в 100% случаев.

В ходе ЛОК проведено 267 проверок лагерей. В ходе 149 проверок выявлены нарушения. По выявленным нарушениям возбуждено 151 дело об административном правонарушении, наложено 102 штрафа на сумму более 156 тысяч рублей.

Принятые совместные меры Управления, правительства РМ, юридических лиц позволили не допустить осложнения эпидобстановки в детских коллективах, обеспечить оздоровительный эффект летней кампании.

Подготовка школ к учебному году

Подготовка школ к учебному году находится на контроле Управления. Планируется, что число школьников в республике составит 67273 человек, из них 7087 человек – первоклассники.

В адрес всех школ (393) специалистами Управления выдавались предписания с требованиями обеспечения условий обучения в соответствии с гигиеническими нормами:

-проведение косметического ремонта в 393 школах

-проведение капитального ремонта в 1 школе

-улучшение материально-технической базы пищеблоков в 62 школах

-улучшение материально-технической базы медпунктов в 10 школах

-приобретение учебной мебели в 78 школах.

На сегодня предписания выполнены по ремонту на 75%, по пищеблокам на 52%, по медпунктам на 100%, по мебели на 61,5%.

 

В ходе контроля качества воды, подаваемой населению, в 1 полугодии исследовано 1957 проб воды из разводящей сети на микробиологические показатели и 374 пробы на санитарно-химические показатели. Качество воды по микробиологическим показателям улучшилось (процент несоответствующих проб – 4,2 против 5,7), по санитарно-химичесим – ухудшилось (42,8% против 36,8%).

 

Осуществлялся контроль за качеством продукции. Имеет место стабилизация санитарно-химических показателей (2% не соответствующих проб) и улучшение микробиологических показателей по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (2,8% против 4,4%).

Федеральный государственный надзора в сфере ЗПП

В 1 полугодии в республике разработана программа Развитие потребительского рынка в РМ на 2013-2018 годы», в которую включён подраздел Защита прав потребителей»

 

Приоритетными направлениями данного раздела являются надзор за качеством предоставления услуг кредитными организациями, жилищно-коммунальных услуг.

За 3 последних года надзором охвачены все кредитные организации, филиалы кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории республики. З 1 полугодие проведено 2 проверки и 2 административных расследования в отношении кредитных организаций. По результатам проверок составлено 2 протокола, вынесено 2 постановления об администраивных правонарушениях. Оба постановления обжаловались в судебных инстанциях и оставлены без изменений.

На деятельность кредитных организаций в 1 полугодии в Управление поступило 15 жалоб (11 письменных).

По вопросам оказания ЖКУ за 1 полугодие в Управление поступило 96 обращений, в 2 раза меньше аналогичного периода 2012 года, что связано с передачей полномочий по надзору в данной сфере ГЖИ.

Работа с обращениями

За 6 месяцев 2013 года в Управление поступило 1160 обращений граждан, органов власти, общественных объединений, что соответствует уровню аналогичного периода 2012 года.

92% (1070) составили обращения граждан.

Число устных обращений (286) уменьшилось на 29% по сравнению с 6 месяцами 2012 года.

525 обращений касались вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (45%, +5% к 2012 году). По вопросам ЗПП зарегистрировано 635 обращений.

289 (25%) обращений передано для рассмотрения по подведомственности.

По 635 обращениям (49%) даны разъяснения.

230 обращений (20%) послужили основаниями для проведения проверок.

76 обращений (6%) стали основанием для проведения административных расследований.

Факты, изложенные в 201 обращении, подтвердились в ходе проверок. Составлено 227 протоколов, выдано 154 предписания об устранении нарушений.

Юридическая практика

За 6 месяцев 2013 года составлено 1809 протоколов об административном правонарушении, на 109 больше, чем в 1 полугодии 2012 года.

Применено 42 состава КоАП против 31 в 2012 году. При возбуждении дел об административном правонарушении специалистами применяются специальные статьи во всех возможных случаях. Удельный вес статьи 6.3 снижен до 20% против 27% в 2012 году.

Специалистами Управления при возбуждении дел применяются статьи КоАП, предусматривающие ответственность за нарушения требований технических регламентов. По ст. 14.43 составлено 84 протокола. При рассмотрении их судами вынесено 71 постановление о назначении наказаний, наложены штрафы на сумму 341 тысяча рублей.

При контроле за соблюдением требований к качеству продукции составлено 94 протокола, вынесено 75 постановлений, наложено штрафов на сумму 436 тысяч рублей.

По результатам административных расследований составлено 59 протоколов.

Имеет место рост в 3 раза удельного веса постановлений об административном правонарушении в отношении юридических лиц. По итогам 1 полугодия он составил 12%.

% постановлений в отношении должностных лиц (48%) близок к показателю 2012 года.

По протоколам Управления судами вынесено 290 постановлений о привлечении к административной ответственности, наложено штрафов на сумму 952 тысячи рублей.

Показатели эффективности надзора

Ряд показателей эффективности надзора улучшились по сравнению с 1 полугодием 2012 года и имеют значения, близкие к средним по РФ.

Так, выполнение плана проверок составило 94,6% (РФ – 94,7%), удельный вес взысканных штрафов – 93,1% (РФ-87,7%), удельный вес решений, вынесенных в пользу потребителей по результатам участия в судах – 100% (РФ – 82,1%), удельный вес плановых проверок с нарушениями, при которых возбуждены дела – 100%.

Однако часть показателей эффективности находится на недостаточном уровне, требуется работа по их оптимизации.

В 1 полугодии в 2 раза ухудшился показатель согласования с прокуратурой внеплановых выездных проверок. % отказов составил 18,8 против 9,2 в 2012 году. Причиной большинства отказов послужили недостатки в оформлении, которые частично связаны с изменением требований к оформлению со стороны прокуратуры (например, требование заверять копии прилагаемых к заявлению документов).

Недостаточный удельный вес удовлетворённых исков, поданных в защиту прав потребителей, от числа рассмотренных связан, в том числе, с удовлетворением исков на момент рассмотрения искового заявления.

Невысокий (77%) удельный вес постановлений, вынесенных судами по результатам рассмотрения протоколов Управления, объясняется тем, что сроки рассмотрения части протоколов не истекли.

Удельный вес проверок с нарушениями, при которых возбуждены дела, находится на уровне 97,5% в связи с тем, что 2,5% составляют проверки с нарушениями, проведённые прокуратурой с привлечением специалистов Управления.

Удельный вес плановых проверок с нарушениями находился на 88,5% в связи со значительным количеством проверок лагерей перед началом каникул, в 1 смену, которые имели хорошую подготовку к летнему сезону.

 

На уровне выше среднего по РФ находится удельный вес проверок, проведённых с привлечением экспертных организаций.

Удельный вес внеплановых проверок составил 47,7%, что на 4% меньше, чем в 2012 году.

В структуре внеплановых проверок увеличился удельный вес проверок предписаний (с 24 до 35%). Уменьшилась доля проверок по жалобам потребителей (с 25 до 19%) в связи с передачей функций по надзору в сфере предоставления ЖКУ в ГЖИ (значительная доля жалоб по ЗПП приходилась на жалобы на начисление платы за ЖКУ) и доля проверок на основании приказа РПН (с 15 до 8%) в связи с включением в план проверок лагерей. Процент остальных видов внеплановых проверок остался на уровне 2012 года (информация об угрозе – 10%, , по иным основаниям – 27%).

Выросло число нарушений на 1 проверку с нарушениями - 5,9 (РФ – 3,5), общее число выявленных нарушений – на 6%, число административных наказаний – на 14% (РФ – 3,6%).

% ЮЛ/ИП, осуществляющих деятельность с нарушениями, находится на уровне 2012 года (67%).

 

Учитывая вышеизложенное, коллегия

 

РЕШАЕТ:

 

1.Нначальнику отдела санитарного надзора Н.Ю.Фадеевой, заместителю начальника отдела эпидемиологического надзора Ю.А.Цыплёнкову, начальнику отдела защиты прав потребителей Г.П.Бардиной, начальникам территориальных отделов Е.В.Грошеву, А.П.Посаженникову, А.И.Чубса, Р.Н.Ятайкиной, заместителю начальника территориального отдела Н.В.Уткину.:

1.1.Обеспечить:

-совершенствование системы государственного регулирования в части оптимизации контрольно-надзорных функций при безусловном обеспечении конституционных прав граждан на охрану здоровья,

-совершенствование федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью минимизации вредного воздействия на здоровье населения загрязнения среды обитания с использованием всех возможностей лабораторной базы ФБУЗ,

-организацию проведения санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий в отношении инфекционных заболеваний,

-защиту прав потребителей товаров и услуг с целью повышения социальной удовлетворенности населения Республики Мордовия,

-развитие механизмов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде,

-совершенствование кадровой политики,

-мониторинг выполнения ФБУЗ государственного задания.

1.2. В рамках дальнейшей реализации федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ обеспечить:

- Повышение эффективности и результативности осуществления мероприятий по контролю и надзору, снижение удельного веса безрезультатных проверок.

- Совершенствование деятельности по согласованию с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проведения совместных проверок при подготовке ежегодных планов проведения плановых проверок.

- Принятие мер по оптимизации планирования надзорных мероприятий на основании выбора объектов приоритетного надзора.

-Совершенствование мониторинга эффективности проведения мероприятий по контролю и надзору, реализации плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и контроля за предписаниями.

- Строгое соблюдение требований действующего законодательства при проведении проверок. При выявлении нарушений - обеспечение адекватного применения полномочий в соответствии с действующим законодательством. Принятие мер по обеспечению действенного функционирования системы обеспечения и контроля качества проверок.

-Рост составов административных правонарушений, а также адекватность применения статей КоАП РФ выявленным правонарушениям.

-Использование в полной мере применения мер административного принуждения в отношении юридических лиц и временного запрета деятельности.

-Использование обеспечивающих статей (ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.19.6, 19.7, 19.19, и др.) для направления административных дел в суды.

-Возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, ст.ст. 14.43- 14.46, не подменяя применением общей статьи 6.3.

- Обеспечение комплексного подхода к вопросу выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей на основе гармоничного сочетания мер административной и гражданско-правовой ответственности.

-Достижение максимальной эффективности при реализации контрольно-надзорных полномочий, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, финансовых услуг, образовательных услуг, услуг связи и перевозки граждан различными видами транспорта, дистанционной продажи товаров, туристического обслуживания.

- Формирование на региональном уровне действенной системы защиты потребительских прав граждан на основе координации деятельности Управления и органов исполнительной власти республики Мордовия, местного самоуправления и общественных объединений потребителей.

- Реализацию ранее разработанного комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе, за счет просвещения потребителей и предпринимателей по вопросам правоприменения потребительского законодательства.

2.Главному врачу ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» Е.Н.Кочетову обеспечить:

2.1.Выполнение основных функций Учреждения по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в рамках государственного задания.

2.2.Ведение мониторинга эффективности расходования бюджетных средств, а также работы в условиях новой системы оплаты труда.

2.3.Дальнейшее укрепление материально-технической базы Учреждения, включая приобретение лабораторного оборудования.

2.4.Совершенствование работы лабораторий ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» по исследованию показателей, предусмотренных Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) Соглашения таможенного союза по санитарным мерам.

2.5.Обеспечение необходимого объёма и перечня лабораторных исследований и товароведческой экспертизы непродовольственной группы товаров на соответствие требованиям технических регламентов.

2.6.Совершенствование работы по консультированию граждан по вопросам защиты прав потребителей.

 

Председатель коллегии

Управления Роспотребнадзора

по Республике МордовияТ.П.Харитонова

 

Ответственный секретарь коллегии Е.К.Больщикова