В Управлении Роспотребнадзора по Республике Мордовия состоялась коллегия «О состоянии и мерах по улучшению работы по защите прав потребителей».

25 августа 2018 года в Управлении Роспотребнадзора по Республике Мордовия состоялась коллегия «О состоянии и мерах по улучшению работы по защите прав потребителей».

Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия при осуществлении государственного надзора в области защиты прав потребителей в  1 полугодии 2017 года проведено 257 проверок, из них плановых 37. Общее количество проверок увеличилось на 13,2%.

Отмечается увеличение  количества плановых проверок в сферах оказания образовательных услуг –  в 3 раза и  оказания услуг общественного питания – в 1,3 раза .

Количество внеплановых проверок увеличилось  на 49 проверок или на 23%  и составило 220 проверок, что объясняется,  прежде всего,  проведением  проверок на основании распоряжения руководителя Роспротребнадзора, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 

Сократилось в  2,8 раза по сравнению с 1 полугодием 2016 года  количество  внеплановых проверок по обращениям потребителей.

Снижение числа проверок сопровождается повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности. В 1 полугодии 2017 года в 75 % проведённых проверок были выявлены различные нарушения прав потребителей, что на 5% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

При проведении плановых проверок нарушения выявлялись в 100% проверок (в 2016 году -  в 93 %).

73 % нарушений выявлено в сфере розничной торговли (рост на 7% за счёт внеплановых проверок в сфере  контроля  за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции).  

Количество  нарушений на 1 проверку с выявленными нарушениями  составило 2,6.

По отдельным сферам надзора  результативность проверок в  1 полугодии 2017 года выше средних: гостиничные услуги - 8,3 нарушения; образовательные услуги - 6,2;  услуги общественного питания - 5,7. 

В 1 полугодии рассмотрено 647 обращений по вопросам защиты прав потребителей (снижение на 8%). В 88,5% случаев заявителям были даны разъяснения, 6,5% обращений направлено для рассмотрение по подведомственности, 5% стали основанием для проведения проверок, административных расследований.

На долю письменных обращений пришлось 49,7% обращений.

Каждое 10 письменное обращение явилось основанием для проведения проверки и проведения административных расследований (в 2016 году - каждое четвёртое) Причиной снижения этого показателя послужили изменения,   внесённые  в п.п. «в» п.2 ч.2 ст.10 ФЗ  № 294 от 26.12.2008 г.,  в  части возможности проведения внеплановых проверок  по обращениям граждан-потребителей только при наличии обязательного  приложения к письменному обращению  претензионного требования потребителя по восстановлению его  нарушенных прав юридическим лицом или ИП  и  в случаях,  когда такое обращение не было рассмотрено либо требование заявителя не было удовлетворено.

По результатам проведённых проверок составлено 326 протоколов (рост на 2,8%).

На протоколы об административных правонарушениях в сфере торговли   приходиться 77 % от всех протоколов.

Наблюдается  рост доли  протоколов по нарушениям в сфере гостиничных услуг на 14%, услуг общественного питания на 4%,  образовательных услуг на 5%, финансовых услуг на 1% .

В отношении виновных лиц вынесено 306 постановлений о назначении административного наказания  в виде штрафа.

В целях защиты прав и интересов потребителей  в суд направлено 11 исковых заявлений по вопросам  оказания  жилищно-коммунальных услуг и розничной торговли, из них 10 - в защиту неопределённого круга потребителей. Все иски рассмотрены и  удовлетворены  в полном объёме.

В целях защиты прав потребителей в судах  было дано 3 заключения по делу. Присуждено денежных средств в пользу потребителей 99,9 тыс.руб. (1 полугодие 2016 г. – 165,4 тыс. руб.).