Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия защищает права потребителей. Итоги за 1 полугодие 2019 года.

При осуществлении государственного контроля в сфере защиты прав потребителей  в 1 полугодии 2019 года проведено 72 внеплановых  проверки. В структуре проверок по видам деятельности наибольший удельный вес занимают проверки в сфере розничной торговли – 87,5 %,  из них  продажа продовольственных товаров – 94,3 %. При этом  проверки  в сфере оказания  услуг общественного питания  составили  7,0 %,  услуг  связи -2,7 %,  финансовых услуг  – 1,4 %,  услуг бытового обслуживания населения – 1,4  %.

В ходе проведённых  проверок в отчётном периоде  в 60 субъектах  контроля  было выявлено  219 нарушений  обязательных требований Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.   Удельный вес контрольных мероприятий по соблюдению законодательства о защите прав потребителей с нарушениями в общем объеме  составил 83,3 %, при этом  среднее количество  выявленных правонарушений  на 1 проверку составляет 3,65 нарушения.  В 2018  году эти показатели составляли – 70,7 % и 3,8 нарушения.

Наибольшее количество нарушений  было выявлено в сфере розничной торговли -   206 нарушений (94,1 %), из них -   194 нарушения  или 88,5  %  при продаже продовольственными товарами.

Рассмотрение обращений граждан является приоритетным направлением в деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия.  В  1 полугодии  2019 г. в Управление поступило  919 обращений по вопросам защиты прав потребителей, из них 687 письменных,    что в 3,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.  Причиной  такого роста  количества обращений является широкая пропаганда  законодательства о защите прав потребителей, проведение информационно-просветительской работы среди населения посредством СМИ и обучающих мероприятий среди социально уязвимых слоев населения,  поскольку  более 70 % обратившихся граждан ставили вопросы, касающиеся разъяснения законодательства о защите прав потребителей.

В структуре обращений граждан по вопросам прав потребителей основную часть занимают обращения в сфере розничной торговли  – 47,8 % ,  из них доля обращений по продовольственным товарам составила  28,5 %.   Вопросы,  касающиеся сферы предоставления услуг (выполнения работ) о возмездным договорам,    были заявлены потребителями  в 480 обращениях (52,2%), в том числе  в сфере бытового обслуживания населения – 7,3  %;  жилищно-коммунальных услуг – 27,7 %; услуг связи – 14,8 %; финансовых услуг – 6,7 %; услуг общественного питания – 7,7 %. платных  медицинских услуг- 2,7 %; туристских услуг – 2,1 % и др.

При покупке товаров основными причинами, вызвавшими обращения  потребителей, является отказ в удовлетворении законных требований потребителей на расторжение договора или замену некачественного товара, несоблюдение сроков поставки товаров, нарушение правил продажи товаров дистанционным способом.

При оказании бытовых услуг потребители предъявляют претензии к качеству оказываемых услуг, не соблюдению сроков их оказания, а также по отказу в устранении некачественно выполненной работы или услуги.

В сфере ЖКХ основной проблемой являются претензии потребителей по вопросам качества коммунальных услуг, порядка  начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, выставление счетов за капитальный ремонт.

По результатам рассмотрения обращений потребителям  дано  763 разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых  актов Российской Федерации и  алгоритму  действий граждан для разрешения конфликтных ситуаций. Для всестороннего рассмотрения обращений потребителей направлено  по подведомственности   114 обращений,  проведено 3 контрольные закупки, 13  проверок и  18 административных расследований, по результатам которых  возбуждено 16 административных дел,  выдано 29 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований  продавцами товаров и исполнителями услуг. 

По фактам  выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей   при проведении  государственного надзора  в области защиты прав потребителей   Управлением составлено 111  протоколов об административных правонарушениях, из них в сфере розничной торговли -  101 протокол или 90 %.  Вынесено 133 постановлений  о назначении административного наказания, из них в виде  предупреждения – 76, в виде административного штрафа - 57  на сумму 313,7 тыс. руб.  Кроме того, по нарушениям, выявленным  в  результате рассмотрения обращений, подано 6 исков в суды, по 2 делам   вынесены решения о назначении административного наказания, в том числе 1 в виде административного штрафа и конфискации. 4 дела находятся в стадии рассмотрения. 

Наряду с этим, в целях восстановления нарушенных прав и интересов потребителей дано 17  заключений по искам потребителей, по результатам рассмотрения которых в пользу потребителей присуждено денежных средств на сумму  1396.2 тыс. руб., из них компенсация морального вреда-  27. 5 тыс. руб.

В целях обеспечения граждан своевременной, качественной и достоверной информацией в Управлении созданы и работают Общественная приемная, «горячая линия», на сайте службы создана ссылка на единый портал для подачи и приема обращений граждан. В общественную приёмную Управления  в 1 полугодии 2019 года обратился 231  гражданин  с целью получения консультаций по вопросам защиты прав потребителей.  При  личном приёме гражданам  даны  разъяснения по вопросам, находившимся в компетенции Управления.