Роспотребнадзор ориентирован на профилактику правонарушений

Работа по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса, снижению общей административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия по всем направлениям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, начиная с этапа планирования.

Ежегодные планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрабатываются в строгом соответствии с  Федеральным законом № 294-ФЗ, согласовываются с прокуратурой РМ.

Планирование ведётся в тесном сотрудничестве с иными контрольными ведомствами, что позволяет снизить общую нагрузку на бизнес. Ежегодно до 75% плановых проверок проводится Управлением совместно и с иными надзорными органами.

В динамике за последние 6 лет общее количество плановых проверок субъектов надзора имеет устойчивую тенденцию к снижению. В сравнении с 2013 годом общее число плановых проверок на 2018 год снижено в 2,9 раза.

Управлением соблюдается "мораторий" на проверки малого бизнеса до 31 декабря 2018 года, установленный ФЗ-246 от 13.07.2015 года.

В 2015 году (Федеральным законом от 13.07.2015г. № 246-ФЗ) в Федеральный закон № 294-ФЗ была введена дополнительная статья 26.1, регулирующая особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

При планировании проверок на 2016-2018 годы в планы включались только по 2-5 проверок субъектов малого бизнеса, в отношении которых за последние 3 года применялась мера административного воздействия - приостановление деятельности.

В результате за последние 3 года общее число плановых проверок субъектов малого бизнеса сократилось в 16 раз. Доля субъектов малого предпринимательства в плане Управления на 2018 год составляет 7,19% от общего числа проверок, что в 5 раза меньше, чем 5 лет назад.

Проверки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих виды деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации №944 (медицинская деятельность, 28 проверок), включены в план проверок в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ и требованиями части 1 статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

В отношении остальных включенных в план проверок субъектов малого предпринимательства (5 проверок ИП, осуществляющих торговлю продовольственными товарами) ранее были применены меры по административному приостановлению деятельности. При этом за последние 3 года Управлением в план проверок не был включен ни один добросовестный субъект малого предпринимательства.

 

План Управления на 2018 год содержит 493 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность:

75% - в сфере образования,

8,9% - в сфере здравоохранения,

3,5% - в сфере промышленного производства,

4,1% -  в сфере коммунального и бытового обслуживания,

1,8% - иные сферы деятельности,

1,1% - в сфере производства пищевых продуктов,

2% - в сфере оборота пищевой продукции,

0,2% - общепит,

3,1% -  в сельском хозяйстве,

1,8%- в сфере транспорта.

 

Управлением реализуется риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, направленный на обеспечение эффективного и более скоординированного надзора на "рисковых" объектах предпринимательской деятельности, формирующих наибольший потенциальный риск для жизни и здоровья населения, находящегося под их воздействием, а также регулярно нарушающих обязательные требования.

При подготовке плана плановых проверок на 2018 год учитывались подходы к классификации объектов по 6 категориям риска.

Объекты государственного надзора отнесены к категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  и (или) используемых ими производственных объектов, утверждёнными постановлением № 806 от 17.08.2016 года. Распределение объектов по классам риска составило:

4,56% -  чрезвычайно высокого риска (производство и распределение воды, промышленные предприятия, пищевая промышленность),

7,92% - высокого риска,

40,65% - значительного риска,

26,38% - среднего риска,

20,49% умеренного риска.

Распределение объектов по классам риска осуществляется на основании реестра подконтрольных объектов, содержащего информацию об объекте, его влиянии на население и среду обитания, результатах надзора.

Информация об объектах надзора, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, размещена на сайте Управления в сети Интернет, что даёт возможность хозяйствующим субъектам знакомиться с ней и ходатайствовать об изменении класса риска в случае необходимости.

Риск-ориентированный подход к планированию надзорной деятельности позволяет изменить периодичность плановых проверок. Так, постановлением № 806 от 17.08.2016 года периодичность проверок объектов, отнесённых к среднему классу риска установлена 1 раз в 4 года, к умеренному классу риска - 1 раз в 6 лет. Объекты низкого класса риска вовсе освобождаются от плановых проверок.

 

Управлением строго соблюдаются ограничения на проведение внеплановых проверок на основании обращений потребителей, установленные ФЗ - 277 от 03.07.2016 года и вступившие в силу с 01.01.2017 года. Так, проверки на основании  обращений, направленных заявителем в форме электронного документа без использования средств информационно-телекоммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителем в единой системе идентификации и аутентификации, не проводятся. Заявителю в этом случае даётся разъяснение.

Внеплановые проверки по обращениям граждан, права которых нарушены, осуществляются только при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Одним из основных направлений, связанных со снижением административных барьеров, является повышение информационной доступности деятельности Управления, в том числе и для предпринимателей.

Ежегодные планы проверок размещаются на сайте Управления в сети Интернет для всеобщего обозрения до 31 декабря предшествующего года.

Управлением реализуется постановление Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 415 "О правилах формирования и ведения единого реестра проверок". Информация о проведённых проверках вносится в указанный реестр в целях обеспечения доступа граждан, общества и бизнеса к полной и актуальной информации о деятельности Управления через сеть Интернет.

На главной странице официального сайта Управления в сети Интернет создана регулярно обновляемый раздел "Для предпринимателей", в котором размещается необходимая информация, в том числе перечень нормативных правовых актов, требования которых подлежат проверке, проверочные листы.

В целях оперативного решения возникающих вопросов Управление взаимодействует с Мордовским региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" и с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в РМ в рамках заключённых соглашений.

В 2017-2018 годах проводились ежеквартальные "Дни открытых дверей для предпринимателей", на которых рассматривались вопросы методических подходов к планированию контрольно-надзорной деятельности и защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), результаты правоприменительной практики.

В обсуждениях принимали участие представители Торгово-промышленной палаты Республики Мордовия, регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей в Республике Мордовия, Мордовского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия, федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, средства массовой информации.

Ведётся работа по повышению качества и доступности государственных услуг, устранению избыточного государственного регулирования при их предоставлении.

Управление участвует в межведомственном электронном взаимодействии на федеральном уровне. При предоставлении государственных услуг по лицензированию видов деятельности, регистрации отдельных видов продукции, выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности и проектную документацию Управлением осуществляется межведомственное электронное взаимодействие с территориальными органами ФНС России, Росздравнадзора, Росимущества, Федерального Казначейства, Росреестра. За 9 месяцев 2018 года в указанные ведомства направлено 909 запросов в электронном виде.

Межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг позволило в 2 раза сократить перечень документов, представляемых заявителями для получения государственных услуг.

Государством установлен уведомительный порядок начала отдельных видов предпринимательской деятельности. В соответствии с полномочиями, предоставленными Роспотребнадзорау, Управлением обеспечивается прием и регистрация  уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов предпринимательской деятельности. Всего, с 1 июля 2009 года зарегистрировано 1465 уведомлений, в том числе 18 в электронном виде. За 9 месяцев 2018 года зарегистрировано 145 уведомлений.

Управлением обеспечено взаимодействие на основании соглашения с МФЦ г.о. Саранск в части предоставления государственной услуги по приёму уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

В целях дальнейшего создания условий для развития малого и среднего бизнеса, снижения общей административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности, в рамках реализации действующего законодательства, Управление планирует внедрить в практику работы механизм использования индикаторов риска нарушения обязательных требований для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю, оформление заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, использование при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Продолжится практика проведения "Дней открытых дверей для предпринимателей" с участием общественных организаций для своевременного доведения до предпринимательского сообщества изменений законодательства и оперативного решения возникающих вопросов.