Ограничение (прекращение) коммунальной услуги без предупреждения - незаконно.

Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги у нанимателя и собственника жилого помещения возникает в силу договора социального найма и  договора управления многоквартирным домом, заключаемых в письменной форме ( ч.1 ст.63, ч.3 ст.91.1, ч.1 ст.162 ЖК РФ,  п.1 ст. 674 ГК РФ).

Обязанность ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную  жилищным законодательством Российской Федерации, возлагается согласно п.п.«ж» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 на управляющую организацию.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает три составляющих: плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги. Работы по управлению многоквартирным домом, текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в плату за содержание жилого помещения (ст.154  ЖК РФ).

Управляющие организации  должны использовать в качестве предупреждения о введении ограничения (прекращения) предоставления коммунальной услуги Уведомление о наличии задолженности,  выполняющего предупредительную функцию  о необходимости погашения сложившейся задолженности по коммунальным платежам.    В соответствии с п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила) и п.6.ч.1 ст.131 ГПК РФ уведомление  в обязательном порядке  должно содержать полную и достоверную информацию о задолженности, а именно:

- адрес жилого помещения, фамилия, имя и отчество нанимателя или собственника;

- расчетный месяц;

- наименование потребленных коммунальных услуг, подлежащих оплате;

- тарифы (цены) на коммунальные и прочие услуги;

- единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;

- объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод (при использовании приборов учета энергии расчет должен содержать их показания);

- задолженность по каждому виду коммунальной услуги.

 Уведомление доставляется потребителю путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом, или иным путем, подтверждающим факт и дату его получения потребителем. Для введения ограничения (прекращения) предоставления коммунальной услуги процедуру необходимо повторить дважды ( п.119 Правил).

Основания применения ограничения или приостановления коммунальной услуги предусмотрены п.117  Правил, среди которых неполная оплата потребителем коммунальной услуги, задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса.

Несоблюдение требований к расчету (указание лишь общей суммы задолженности) и  по  надлежащему извещению о введении ограничения  влекут признание введения ограничения предоставления коммунальной услуги незаконным.  Помимо соблюдения процедуры, ограничение не должно привести к порче личного имущества неплательщика; не приводить жилое помещение к состоянию, непригодному для проживания, необходимо соблюдение иных требований, например, СП 30.13330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

В качестве профилактических мер к должникам  управляющая организация не вправе размещать в подъездах или на сайтах информацию о своих должниках коммунальных платежей с указанием Ф.И.О. должника, адрес проживания, размер задолженности по оплате коммунальных платежей,   поскольку это является нарушением законодательства о персональных данных  и  установлена административная ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Дела о правонарушениях, предусмотренных  ст. 13.11 КоАП РФ, возбуждаются прокурорами (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ) и рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).