О заседании «круглого стола» по обсуждению проблем, связанных с безопасностью применения цифровых технологий на потребительских рынках товаров (услуг) и их оплате в Интернете.

6 марта  2018 г. в Управлении Роспотребнадзора по РМ  состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». В мероприятии приняли участие специалисты Мордовского отделения Сбербанка России, АКБанка «Актив банк», АККСБ «КСБанк», ООО «Саранский расчётный центр», филиала ПАО Страховой компании «Росгострах» в РМ, Консультационного центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия», телерадиокомпании «Мордовия».   

Заместитель руководителя Управления В.Б. Окунев в своём выступлении отметил, что в настоящее время электронная коммерция является одной из самых динамично развивающихся сфер экономики, и ее гармоничное развитие способно расширить ассортимент реализуемых товаров (работ, услуг), снизить их стоимость и сделать их более доступными для потребителей, в том числе для людей с ограниченными возможностями, граждан старшего поколения и менее обеспеченных слоев населения. Цифровые технологии изменили характер многих услуг, так как встроенное программное обеспечение содержится во все возрастающем количестве потребительских товаров, а также используются при оказании различных возмездных услуг. Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление потребительской культуры не только оплаты услуг и онлайн- покупок, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи, Интернета, полисов ОСАГА,  покупки проездных билетов и др. Поэтому назрела необходимость повышения цифровой грамотности потребителей, для того чтобы они могли пользоваться всем спектром Интернет-технологий, умели находить в сети информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в Интернет-магазине, а также владели навыками защиты от виртуальных угроз. Обратил внимание присутствующих на то,  что в  2017-2030 гг. правительство России реализует программу цифровой экономики, утвержденную президентом Владимиром Путиным, главной целью которой является создание и развитие цифровой среды, что облегчит решение проблем конкурентоспособности и национальной безопасности.

 Участники круглого стола сообщили, что порядка 30% населения пользуются услугами мобильного Банка, рассказали о внедряемых  электронных услугах и  применяемых мерах безопасности при предоставлении  таких услуг. Указали, что по мере глобального развития электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети "Интернет" (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) недобросовестные участники рынка умело эксплуатируют правовую неграмотность потребителей в целях получения максимальной выгоды. Это причиняет ущерб экономическим интересам не только самих потребителей, но и добросовестным представителям бизнес-сообщества.

В рамках круглого стола специалисты разных ведомств обсудили вопросы, стоящие перед активными пользователями Интернет. Это  вопросы по   безопасности сетевых устройств от несанкционированного цифрового доступа, проблемы с которыми может столкнуться потребитель в сфере электронной коммерции и которые приводят к нарушению их потребительских интересов и прав. Также были затронуты вопросы в сфере безопасности, обеспечения сохранности и конфиденциальности данных  платёжных карт при  оплате товаров и услуг с помощью мобильных устройств.

Учитывая специфику предложенной темы «круглого стола», обсуждения были направлены на  необходимость повышения уровня информированности потребителей по вопросам защиты их прав, формирование грамотного, самостоятельного потребительского поведения при совершении покупок дистанционным способом, оплате товаров и услуг с помощью электронных устройств. Участники, проводимого мероприятия пришли к единому мнению, что успешное развитие  цифровой экономики возможно только при условии, если все используемые в данной сфере технологии будут, не только общедоступны, но и защищены от мошенничества, злоупотреблений и технических ошибок. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения онлайн-товаров и услуг или  их оплаты в сети «Интернет». При этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение четкой и  доступной для них  информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования Интернет – ресурсов. Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики.