Как защитить права потребителя при оказании коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Одним из условий надлежащего оказания услуги является её качество. Статья 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) качество услуги определяет как её соответствие обычно предъявляемым требованиям и пригодность для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Доказать ненадлежащее качество оказываемых коммунальных услуг зачастую бывает не просто, но нужно учиться грамотно  отстаивать свои   права потребителей. Определение понятия "коммунальные услуги" содержится в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых  постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее – Правила №354).

"Коммунальные услуги" – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

 Таким образом,  процесс оказания услуги заключается в передаче исполнителем потребителю коммунального ресурса - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия. Соответственно, услугами являются холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Общим критерием качества для всех оказываемых коммунальных услуг является их бесперебойное предоставление  либо без перерывов не превышающими  нормативную продолжительность, и соблюдение соответствующих  требований к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 Правил №354.

Каждый отдельный вид услуги обладает своими параметрами качества: холодное, горячее водоснабжение и газоснабжение - состав и свойства, давление в сети; горячее водоснабжение и отопление - давление и температурный режим; электроснабжение - напряжение и частота электрического тока.

За нарушение качества коммунальной услуги  исполнитель обязан произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества с учётом допустимых отклонений  качества или за её предоставление с перерывами,   превышающими  допустимую  продолжительность предоставления коммунальной услуги. Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность,  определён пунктами 98-103,  приложением №1 Правил №354.

По требованию потребителя исполнитель обязан произвести уплату неустойки за нарушение сроков  оказания  коммунальных услуг и сроков по устранению недостатков. Размер и порядок исчисления неустойки  установлен п.5 ст. 28 Закона  о защите прав потребителей.

Порядок установления исполнителем фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность,  установлен разделом Х Правил№354. Из правоприменительной практики следует, что основанием для перерасчёта размера платы за коммунальные услуги является  обращение потребителя, на основании которого составляется  акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Исполнитель обязан принимать в порядке и сроки, которые установлены Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя (п.п. и) п.31 Правил №354)).

Таким образом, обязанность по организации и проведению проверки факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества,  и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, лежит на исполнителе коммунальных услуг. Указанная обязанность корреспондирует право потребителя требовать проведение проверки качества предоставляемых коммунальных услуг и составления соответствующего акта по результатам её проведения.

При возникновении вопросов по вопросам оказания коммунальных  услуг  можно обращаться:

 в общественную приёмную Управления (г. Саранск, ул. Дальняя, 7, тел. 23-41-30 (с 9.00- 18.00);

в Консультационный центр ФБУЗ «ЦГиЭ в РМ» (г. Саранск, ул. Дальняя, 1а, тел.  24-62-68 (с 8.00- 16.00);

Государственную жилищную инспекцию Республики Мордовия (г. Саранск, ул. Терешковой, 24, тел. 23-02-84)