Итоги публичного обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия за 2 квартал 2018 года

19 июля 2018 года в Управлении Роспотребнадзора по Республике Мордовия в рамках акции «Дни открытых дверей для предпринимателей» состоялось публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Управления за 2 квартал 2018 года, руководств по соблюдению обязательных требований, подготовленных в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положениями паспорта проекта «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований» приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

С докладами по правоприменительная практике Управления выступили руководитель Управления Харитонова Т.П., начальник отдела юридического обеспечения Г.В.Суворова.

В докладах освещены вопросы организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей, результаты деятельности по надзору за исполнением законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей за 2 квартал 2018 года, правоприменительная практика Управления, результаты судебного оспаривания решений Управления, представлен обобщённый анализ часто встречающихся на объектах надзора нарушений, даны рекомендации по их устранению, а также разъяснения новых требований нормативных правовых актов.

В обсуждении приняли участие: представители Торгово-промышленной палаты Республики Мордовия, регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей в Республике Мордовия, Мордовского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия, федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, средства массовой информации, индивидуальные предприниматели, представители малого и среднего бизнеса.

 

Проведено анкетирование присутствующих на встрече представителей бизнес-сообщества  по вопросам организации работы и эффективности деятельности Управления.

Результаты анкетирования:


 
Вопросы анкеты
Результаты опроса, % опрошенных
Сведения об участниках опроса
1. Юридическое лицо 
Индивидуальный предприниматель            
15%
85%
2.  - микропредприятие
     - малый бизнес
     - средний бизнес
     - крупный бизнес 
70%
16%
8
6%
3. Вид деятельности:
    -торговля пищевыми продуктами
    -общественное питание
    -предоставление персональных услуг
    -ЖКХ
    -промышленные предприятия
    -медицинские услуги
    -туристские услуги

 
61%
12%
7%
5%
8%
6%
1%
4. Адрес места осуществления деятельности:
-г. Саранск
-районы республики

 
82%
18%
Оценка работы Управления
5. Проводились ли Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия проверки Вашей деятельности в 2018 году?
-да
-нет

 
60%
40%
6. Количество проверок в 2018 году 
-одна
-две
-три и более

 
95%
5%
0%
7. Вопросы, которые проверялись в ходе проверок:
-выполнение требований ТР ТС
-требования санитарного законодательства
-требования законодательства о защите прав потребителей
-федеральный закон  15-ФЗ

 
83%
98%
3%
49%
8. Поведение специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в ходе проверки:
- корректное
- грубое

 
100%
0%
9. Как Вы оцениваете выполнение специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия требований Федерального закона от 26 декабря 2008года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  в ходе проверки
 («+» - если соблюдались, «-»  - если нарушались):
- соблюдение сроков уведомления о начале проверки 
- соблюдение сроков проверки
- истребование документов
- предоставление результатов проверки

 

 

 100%(+)
100%(+)
100%(+)
100%(+)
10. Приходилось ли Вам обращаться за консультацией в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия
- да
- нет

 
55%
45%
11. Удовлетворенность полученной консультацией:
- удовлетворен
- не удовлетворен

 
100%
0%
12. Пользуетесь ли Вы разделом «Для предпринимателей» сайта Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в сети Интернет:
- да
- нет

 
65%
35%
13. Замечания/пожелания по заполнению раздела «Для предпринимателей» сайта Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в сети Интернет
нет
14. Наиболее заинтересовавший Вас  раздел доклада, представленного на Дне открытых дверей для предпринимателей»:
-результаты деятельности по надзору
-правоприменительная практика Управления, 
-результаты административного и судебного оспаривания решений 
-анализ часто встречающихся на объектах надзора нарушений, рекомендации по их устранению 
-разъяснения новых требований нормативных правовых актов

 
100%
52%
31%
100%
100%
15. Оценка организации проведения «Дня открытых дверей для предпринимателей»:
- высокая
- удовлетворительная
- низкая

 
99%
1%
0%
16. Предложения по организации проведения «Дня открытых дверей для предпринимателей»
нет

 

При подготовке к Дню открытых дверей для предпринимателей на сайте Управления в сети Интернет размещены материалы доклада по правоприменительная практике.

На сайт Управления поступили вопросы по организации деятельности Управления, осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора, надзора в сфере защиты прав потребителей, юридической практике. Также вопросы задавались представителями ЮЛ/ИП в ходе публичного обсуждения результатов правоприменительной практики Управления.

Вопросы были систематизированы. Специалисты Управления в ходе публичного обсуждения ответили на вопросы участников мероприятия и вопросы, поступившие на сайт Управления в сети Интернет.

 

Вопрос

Ответ

Управлением выявляется много нарушений на объектах. Есть ли предприниматели, которые добросовестно выполняют свою работу и у которых нет нарушений при проведении проверок Управлением?

Удельный вес ЮЛ/ИП, которые во 2 кв. 2018 года осуществляли деятельность без нарушений составил 55% от проверенных.

 

Возможно ли уменьшение проверок к 2020 году до нуля?

 

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) определены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

При этом, кратность проведения плановых проверок и основания проведения внеплановых проверок определены ст. 9, 10 Закона № 294-ФЗ с особенностями, предусмотренными ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ в части организации отдельных видов государственного контроля (надзора), с применением риск-ориентированного подхода.

В свою очередь, согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Следовательно, вопрос об обнулении или минимизации кратности проводимых проверок органами государственного контроля (надзора) лежит в плоскости законодательной власти, а не исполнительной.

Чем объясняется превышение более чем в 2 раза внеплановых проверок над плановыми?

 

Количество плановых проверок обусловлено утвержденным органами прокуратуры планом на соответствующий год. При этом план проверок формируется из реестра субъектов надзора, находящихся на территории республики.

Кратность включения того или иного субъекта надзора в план обусловлена требованиями ст.ст. 9, 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008).

В свою очередь, основания проведения внеплановых проверок закреплены ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008. Как отмечалось на публичных обсуждениях, основное количество внеплановых проверок проводится по приказам Роспотребнадзора, изданным в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Какая ответственность предусмотрена ч.4 ст.14.8 КоАП РФ за неиспользование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем национальных платежных инструментов?

Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Феде-рации от 10 февраля 2016 года № 89 «О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, установлена максимальная стоимость гостиничного обслуживания для средств размещения различной категории. При регулировании максимальной стоимости гостиничного обслуживания входят ли иные виды услуг, предлагаемые средством размещения, в данную стоимость?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 89 «О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, регулируется только стоимость проживания в гостиничных номерах в зависимости от присвоенной средству размещения категории.

 

Будет ли являться нарушением продажа разливного пива в тару емкостью 2 литра, после того как был сначала пробит чек на тару, а затем в эту емкость было продано пиво?

 

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

При этом вышеуказанные ограничения Закона № 171-ФЗ не регламентируют конкретные сведения о потребительской таре, изготовленной из полимерного материала, в которой осуществляется реализация алкогольной продукции, в части принадлежности потребительской тары (производителю, продавцу или потребителю), времени и месте её приобретения.

Таким образом, вышеуказанные ограничения распространяются на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в любой потребительской таре (упаковке), изготовленной из полимерных материалов объемом более 1500 миллилитров, в том числе на покупку пива, если тара была приобретена отдельно.

За чей счет проходят медицинский осмотр сотрудники предприятия при приеме на работу и далее периодический медицинский осмотр по графику?

 

В соответствии с санитарными правилами лица, поступающие на работу в организации, осуществляющие производство и оборот пищевой продукции, проходят предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации. Руководитель организации обеспечивает наличие личных медицинских книжек на каждого работника.

Санитарным законодательством не регламентируется порядок оплаты медицинского осмотра сотрудников.

Когда запланирован выход изменения к СанПиН в отношении молока и молочной продукции?

 

Деятельность предприятий по производству и обороту молока и молочной продукции регламентируется техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».

В настоящее время СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов» применяется в части, не противоречащей требованиям ТР ТС 033/2013.

На основании какого нормативного документа прохождение санитарного минимума фармацевтическим работникам является обязательным?

 

Фармацевтические работники не проходят обязательную профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (сан. минимум) в случае, если их деятельность не связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды.

В случаях, когда в аптеках, аптечных пунктах и других аптечных организациях осуществляется деятельность по транспортировке, хранению и реализации пищевых продуктов (детское питание и т.п.) и питьевой воды, фармацевтические работники проходят обязательную профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию (сан. минимум) на основании требований приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 2000 г. № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», ст. ст. 11 и 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Должно ли измениться соотношение штрафов и предупреждений в сторону увеличения предупреждений?

 

Основание применения меры административного воздействия в виде предупреждения регламентировано ст.ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ. При этом необходимо учесть тот факт, что существенными условиями применения предупреждения являются совершение правонарушения впервые и отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. В силу требований ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нарушение санитарно-эпидемиологических требований создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Следовательно, в сфере деятельности Роспотребнадзора, применение меры административного воздействия в виде предупреждения не может носить системный характер, а является, скорее, исключением и применяется за иные нарушения.

В каких случаях должностное лицо рассматривающее административное дело может уменьшить сумму штрафа ниже минимума предусмотренного статьёй КоАП РФ за административное правонарушение?

 

Федеральным законом  от 31.12.2014г.  №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Общие правила назначения административного наказания» дополнена частями 2.2, 2.3, 3.2  и  3.3.  Данные изменения позволяют должностным лицам Роспотребнадзора, рассматривающим дела об административных правонарушениях применять наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела  с учетом требований, установленных статьей 4.1 КоАП РФ.

 В соответствии с указанными изменениями, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, наделяются правом  назначения наказания  в виде административного штрафа, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  в случае, если минимальный размер административного штрафа  для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей,  для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей,  а для юридических – не менее ста тысяч  рублей,   но только  при  наличии  исключительных обстоятельств:

-связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица,

-связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным  и финансовым положением привлекаемого  юридического лица.

 При этом размер  административного штрафа  не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан,  должностных лиц или юридических лиц  соответствующей статьей  или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Закон вступил в силу 11 января 2015 года.