Итоги проведения Дня открытых дверей для предпринимателей 14 февраля 2018 года

14 февраля 2018 года в Управлении Роспотребнадзора по Республике Мордовия в рамках акции «Дни открытых дверей для предпринимателей» состоялось публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия за 4 квартал 2017 года, руководств по соблюдению обязательных требований, подготовленных в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положениями паспорта проекта «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований» приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

С докладом по правоприменительная практике Управления выступили: руководитель Управления Т.П.Харитонова, начальник отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия Г.В.Суворова, начальник отдела санитарного надзора Курганская Л.В.

В докладах освещены В докладе освещены вопросы законодательства в области федерального государственного контроля (надзора), применение риск-ориентированного подхода  в контрольно-надзорной деятельности  Управления, результаты деятельности по надзору за исполнением законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей за 4 квартал 2017 года, правоприменительная практика Управления, результаты административного и судебного оспаривания решений Управления. Представлен обобщённый анализ часто встречающихся на объектах надзора нарушений, даны рекомендации по их устранению, а также разъяснения новых требований нормативных правовых актов.

В обсуждении приняли участие:

представители бизнеса: Иванова Юлия Николаевна – председатель Совета Мордовского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия,

Егорчиков Руслан Фаилевич – специалист отдела поддержки предпринимательства Управления потребительского рынка и предпринимательства Администрации г.о.Саранск,

Ефремов Александр Викторович - редактор отдела социальных проблем газеты «Известия Мордовии»,

Журавлева Елена Искандаровна – заместитель главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия»,

представители

Торгово-промышленной палаты Республики Мордовия, Общественной палаты  Республики Мордовия,

Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Республики Мордовия»,

Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия,

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,

Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области,

бизнеса (ИП Неськина С.И., ООО «Форум С», ООО «Алкоторг», ИП Азизов Ф.К., ООО «Соната», ООО «Гостиничный дом на Грузинской», ИП Стешин С.Н., ООО «Сарин», ИП Раимов Р.К., ИП Колесников В.И., ООО «Лира» и др.).

 

Проведено анкетирование присутствующих на встрече представителей бизне-сообщества  по вопросам организации работы и эффективности деятельности Управления.

Результаты анкетирования:


 
Вопросы анкеты
Результаты опроса, % опрошенных
Сведения об участниках опроса
1. Юридическое лицо 
Индивидуальный предприниматель           
25%
75%
2.   микропредприятие
      малый бизнес
      средний бизнес
     крупный бизнес 
75%
21%
3%
1%
3. Вид деятельности:
    -торговля пищевыми продуктами
    -общественное питание
    -предоставление персональных услуг
    -ЖКХ
    -промышленные предприятия
    -медицинские услуги
    -туристские услуги

 
65%
10%
8%
4%
5%
7%
1%
4. Адрес места осуществления деятельности:
-г. Саранск
-районы республики

 
87%
13%
Оценка работы Управления
5. Проводились ли Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия проверки Вашей деятельности в 2016 году, в 1 полугодии 2017 года?
-да
-нет

 

 
82%
18%
6. Количество проверок в 2016 году в 1 полугодии 2017 года
-одна
-две
-три и более

 
97%
3%
0%
7. Вопросы, которые проверялись в ходе проверок:
-выполнение требований ТР ТС
-требования санитарного законодательства
-требования законодательства о защите прав потребителей
-федеральный закон  15-ФЗ

 
62%
93%
22%
65%
8. Поведение специалистов Управления Роспотребнадзора по Рес-публике Мордовия в ходе проверки:
- корректное
- грубое

 

 
100%
0%
9. Как Вы оцениваете выполнение специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия требований Федерального закона от 26 декабря 2008года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  в ходе проверки («+» - если соблюдались, «-»  - если нарушались):
- соблюдение сроков уведомления о начале проверки 
- соблюдение сроков проверки
- истребование документов
- предоставление результатов проверки

 

 

 
100%(+)
100%(+)
100%(+)
100%(+)
10. Приходилось ли Вам обращаться за консультацией в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия
- да
- нет

 

 
32%
68%
11. Удовлетворенность полученной консультацией:
- удовлетворен
- не удовлетворен

 
100%
0%
12. Пользуетесь ли Вы разделом «Для предпринимателей» сайта Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в сети Интернет:
- да
- нет

 
67%
33%
13. Замечания/пожелания по заполнению раздела «Для предпринимателей» сайта Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в сети Интернет
нет
14. Наиболее заинтересовавший Вас  раздел доклада, представленного на Дне открытых дверей для предпринимателей»:
-применение риск-ориентированных технлогий в надзорной деятельности
-результаты деятельности по надзору
-правоприменительная практика Управления, 
-результаты административного и судебного оспаривания решений 
-анализ часто встречающихся на объектах надзора нарушений, рекомендации по их устранению 
-разъяснения новых требований нормативных правовых актов

 

 
100%
23%
18%
32%
93%
42%
15. Оценка организации проведения «Дня открытых дверей для предпринимателей»:
- высокая
- удовлетворительная
- низкая

 
99%
1%
0%
16. Предложения по организации проведения «Дня открытых дверей для предпринимателей»
нет

 

При подготовке к Дню открытых дверей для предпринимателей на сайте Управления в сети Интернет размещены материалы доклада по правоприменительная практике.

На сайт Управления поступили вопросы по организации деятельности Управления, осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора, надзора в сфере защиты прав потребителей, юридической практике. Также вопросы задавались представителями ЮЛ/ИП в ходе публичного обсуждения результатов правоприменительной практики Управления, состоявшегося 14 февраля 2018 года.

Вопросы были систематизированы. Специалисты Управления в ходе публичного обсуждения ответили на вопросы участников мероприятия и вопросы, поступившие на сайт Управления в сети Интернет.

 

Вопрос

Ответ

Расскажите, какие требования предъявляются к осуществлению медицинской деятельности в косметологических кабинетах?

 

Медицинская деятельность в косметологических кабинетах может осуществляться только при наличии лицензии на данный вид деятельности.

      Если лицензия имеется, медицинская деятельность осуществляется при условии выполнения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Я работаю в частной медицинской организации. Нужно ли медицинским работникам частной медицинской организации проводить осмотр на педикулез пациентов, если они обращаются на прием в частную клинику после посещения участкового врача государственной поликлиники и их уже осматривали там

 

 

На педикулез осматриваются все амбулаторные больные при обращении.

В соответствии с п. 4.1 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»

 – Выявление больных и лиц с подозрением на паразитарные заболевания осуществляются медицинскими организациями при всех видах оказания медицинской помощи

п. 13.2 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» – Осмотру на педикулез и чесотку подлежат амбулаторные больные при обращении

п. 1.3 СанПиН 3.2.3215-14 – Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил  является обязательным на всей территории Российской Федерации для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

 

 

Какие условия необходимы для планового проведения дератизации на комбикормовом заводе своими силами?

 

Проведение плановой дератизации на комбикормовом заводе осуществляется с привлечением специализированных организаций.

Согласно пп.3.20 п.3 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» Граждане имеют право самостоятельно осуществлять дератизацию собственных жилых помещений, в том числе садовых домиков, надворных построек, дворовых территорий средствами, разрешенными для применения населением в быту.

Согласно приложения СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» Дезинфекционная деятельность – это работы и услуги, включающие разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.

Согласно пп.2.2 п.2 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» Ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов и осуществление дезинфекционной деятельности, допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно пп.2.20 п.2 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» Лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, проходят профессиональную подготовку и аттестацию, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами.

Согласно пп.2.21 п.2 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» Лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, в установленном порядке проходят предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.

 

Расскажите, где можно привиться против клещевого вирусного энцефалита при выезде на эндемичные по этому заболеванию территории?

 

 

На базе ГБУЗ РМ «Республиканская инфекционная клиническая больница» открыт кабинет иммунопрофилактики», прививки можно сделать там.

Планирую начать деятельность по обучению наращивания ресниц взрослых граждан. Согласно каким нормам нужно оборудовать помещение и каким оно должно быть? Возможно ли снимать офис в бизнес - центре? Какие нормы СанПиН должны быть соблюдены при наращивании ресниц? Нужно ли их мне соблюдать при обучении наращиванию ресниц?

 

Если гражданином данная деятельность будет зарегистрирована как ИП, то обучение по наращиванию ресниц не является лицензируемым видом деятельности. На основании ст.8 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» необходимо обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия для уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.

    Если гражданином будет использоваться дополнительно наемный труд преподавателей, и он будет зарегистрирован как юридическое лицо, то необходимо обратиться в Министерство образования  и молодежной политики Рязанской области за консультацией в получении лицензии на дополнительное образование.

    Деятельность по обучению наращивания ресниц взрослых не регламентируется санитарным законодательством. Однако, при оказании данной услуги, должны соблюдаться правила санитарно-эпидемиологического режима, а именно проводиться в изолированном помещении не менее 10-12 кв. м. с отдельным входом от жилых помещений, с подводкой инженерных сетей водоснабжения, водоотведения и отопления, где оборудуется постоянное рабочее место, имеющее естественное и искусственное освещение, обеспечивающееся естественным проветриванием, допустимыми параметрами микроклимата и безопасности проводимых работ. Внутренняя отделка помещения должна обеспечивать соблюдение проведения влажной уборки с моющими и дезинфицирующими средствами. В помещении должны быть предусмотрены санузел, раздевалка и комната для приема пищи.

    Учитывая, что любой посетитель является потенциальным источником инфекционного заболевания, трудовая деятельность на дому не рекомендуется.

Собираюсь открыть продовольст-венный магазин. Какие действующие требования к размещению и устройству помещений организаций торговли?

 

 

Документы, регламентирующие требования к размещению и устройству помещений организаций торговли:

• СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;

• СП 54.13330.2011. «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»;

•  СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

     В соответствии с требованиями Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осущест-влении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 2009 года в Российской Федерации вступила в действие уведомительная система о начале осуществления отдельных видов деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимате-лями, в том числе и по предоставлению услуг розничной и оптовой торговли (уведомление о начале деятельности в Рязанской области подается в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия.

    В организациях торговли, рас-положенных в жилых зданиях или зданиях иного назначения, не допускается оборудовать машинные отделения, холодильные камеры, грузоподъемники непосредственно под (рядом с) жилыми помещениями. Все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольст-венных товаров, персонала и посетителей. Организации торговли, при наличии в них специа-лизированных отделов, должны иметь изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже, разрубочную для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др. Помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными.

  В организациях необходимо предусматривать отдельные фасо-вочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продук-тов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов. Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моеч-ными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук. В организациях торговли, работающих с контейнерами, оборудуются помещения для хранения контей-неров и их санитарной обработки.

  На объектах торговли допускается продажа непродовольственных товаров в промышленной упаковке. Складские помещения для продовольственных и непродо-вольственных товаров должны быть раздельными. В торговых залах выделяются отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Реа-лизация непродовольственных това-ров не должна осуществляться в не-посредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты. Расфасовка непродовольственных товаров в организациях продо-вольственной торговли запрещается.

   Прием и хранение стеклотары осуществляется в отдельно стоящих организациях торговли, в изоли-рованных помещениях с отдельным входом. Помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже, охлаждаемые камеры не должны размещаться под душевыми, туалетами, моечными и другими помещениями с наличием канализационных трапов.

  Для отделки, облицовки и окраски помещений организаций торговли используются материалы, устой-чивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфи-цирующих средств, разрешенные для этих целей. Асфальтовые полы допускаются только на площадках для выгрузки пищевых продуктов из автомобилей. Полы в организациях должны иметь ровную поверхность, без выбоин, а также уклон в сторону трапов.

Какие требования предъявляются к обороту плодоовощной продукции?

 

 

Документы, регламентирующие требования к обороту плодоовощной продукции:

• Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемио-логическом благополучии населения»;

• СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»

• ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

• ТР ТС 022/2011 «Требования к маркировке пищевой продукции».

Плодоовощная продукция, находящаяся в обращении, должна отвечать обязательным требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» по показателям безопасности и сопровождаться декларацией о соответствии и товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.

  При хранении плодоовощной продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Плодоовощная продукция, находящаяся на хранении и в реализации, должна сопровождаться информацией об условиях хранения и сроке годности. В случае, если осуществляется реализация пищевой продукции, неупакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещена на листах-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя.

Требования к маркировке плодо-овощной продукции, помещенной в потребительскую упаковку или реализуемую из транспортной тары:

Маркировка продукции должна содержать следующие сведения:

1) наименование продукции;

2) количество продукции;

3) дату изготовления продукции;

4) срок годности продукции;

5) условия хранения продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

6) наименование и место нахождения изготовителя, а также в случае реализации импортной плодоовощной продукции - наименование и место нахождения импортера;

7) рекомендации и (или) ограничения по использованию, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

8) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО).

9) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; Предусмотренная и нанесенная в виде надписей маркировка плодоовощной продукции должна быть нанесена на русском языке.

Каковы требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги?

 

 

Данный вопрос регламентируется СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги».

 Организации коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, могут располагаться в отдельном стоящем здании, а также на первых этажах жилых зданий при наличии изолированного входа от жилой части и автономной системы вентиляции.

  Парикмахерские должны иметь подсобные, вспомогательные и бытовые помещения (гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи, санузлы, кладовые), а также помещения или место для хранения инвентаря, мусора и остриженных волос. Кабинеты - косметический, педикюра, массажа, солярий, пирсинга, татуажа - должны размещаться в отдельных помещениях. Должно быть выделено помещение, либо специальное место для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментов, оборудованное раковиной с подводкой горячей и холодной воды.

  Поверхности стен, потолков и полов, наружная и внутренняя поверхность мебели должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и устойчивыми к обработке дезинфицирующими средствами.

На основании каких документов плановые проверки образовательных учреждений проводятся ежегодно?

 

На основании Постановления Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944
"Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью"

Каков порядок выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований?

 

 

В соответствии со ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при наличии у органа государственного контроля (надзора), сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, орган государственного контроля (надзора) объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения требований.

В каких случаях информация представленная Роскачеством (г. Москва) о нарушении технических регламентов при реализации и изготовлении пищевого продукта может являться основанием для проведения проверок. В соответствии с какими нормами КоАП РФ можно привлечь к административной ответственности за информацию представленную Роскачесвом.

 

Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) следующие изменения.

Примечание к статье 14.43 изложено в следующей редакции:

"В соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".";

КоАП РФ  дополнен статьей 14.46.2 следующего содержания:

"Статья 14.46.2. Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов

1. Невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной им в обращение продукции требованиям технических регламентов или подлежащим применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям к продукции, обязанности по информированию федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в соответствии с законодательством Российской Федерации, о несоответствии такой продукции указанным требованиям -

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно  статьи 37 Федерального закона  "О техническом регулировании"  от  27.12.2002г. №184-ФЗ

1. Изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации.

Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя.

(Лицо, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора).

При получении такой информации орган государственного контроля (надзора) в течение пяти дней обязан известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о ее поступлении).

Частью 2. ст. 14.46. 2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за не выполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) обязанности по проведению проверки достоверности полученной информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов или подлежащим применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям к продукции либо невыполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) требования федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в соответствии с законодательством Российской Федерации, о представлении в соответствующий орган материалов указанной проверки -

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно ст. 38 Федерального закона "О техническом регулировании" в течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанно                                                                               й проверки в орган государственного контроля (надзора).

В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки достоверности полученной информации, возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился.

Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям, в том числе потребителям, осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.

Часть 3 статьи 14.46.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за не выполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, -

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.

Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции.

Часть 4 статьи 14.46.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) обязанности по приостановлению производства и реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов или подлежащим применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям к продукции, либо отзыву такой продукции в случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, -

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статьи 38 Федерального закона "О техническом регулировании" :

в случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий согласно программы по предотвращению причинения вреда, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям, в том числе потребителям, убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.

На весь период действия программы мероприятий по предотвращению причинения вреда изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) за свой счет обязан обеспечить приобретателям, в том числе потребителям, возможность получения оперативной информации о необходимых действиях.

Часть 5 ст. 14.46.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи за не приостановку производства и реализацию продукции, -

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.".

Дела об административных правонарушениях по ч.ч. 1-4 ст. 14.46.2 КоАП РФ уполномочены рассматривать в соответствии со ст.ст. 23.13, 23.49 КоАП РФ главные государственные санитарные врачи (их заместители) по субъектам, городам, районам, руководители (их заместители) Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам, городам, районам.

По ч. 5 ст. 14.46.2 КоАП РФ рассматривать административные материалы уполномочены судьи районных судов, составлять протоколы об административных правонарушениях на основании п.п. 19 и 63 ч. 2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам, городам, районам уполномоченные возбуждать дела об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 175-ФЗ вступил в законную силу 30 июля 2017г.

 

Когда стала применяться мера административного воздействия в виде предостережения? Когда органом государственного контроля выдаётся предостережение?

 

С 2017 года значительно изменились правила проведения проверок надзорными и контролирующими органами. Соответствующие поправки в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2016 г. N 620  внесены изменения в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно в приложение №1  «распоряжение о проведении проверки».  Приказ вступил в силу с 1 января 2017 года.

Статьёй 8.2 Федерального закона 294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения.

В предостережении указываются:

а) наименование органа государственного контроля (надзора), который направляет предостережение;

б) дата и номер предостережения;

в) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) указание на обязательные требования, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования (здесь необходимо указывать абзац пункта обязательных требований который нарушен);

д) информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;

 е) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;

ж) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора);

з) срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения;

и) контактные данные органа государственного контроля включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения.

 Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

Предостережение направляется в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанному соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо размещенному на официальном сайте юридического лица, индивидуального предпринимателя в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг".

Когда и на каких объектах используются проверочные листы?

 

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля используются проверочные листы (список контрольных вопросов).

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2017 г. № 707 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» с 1 октября 2017 г. с использованием проверочных листов должно осуществляться проведение плановых проверок отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а с 1 июля 2018 г. применение таких проверочных листов будет обязательным при проведении проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Приказом Роспотребнадзора от 14 августа 2017 г. № 688 утвержден следующий перечень типов производственных объектов в целях определения отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении с 1 октября 2017 г. плановых проверок которых Роспотребнадзором и его территориальными органами предусматривается использование проверочных листов (списков контрольных вопросов):

предприятия торговли;

предприятия (объекты) общественного питания;

парикмахерские, салоны красоты, солярии.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для указанных объектов разработаны Роспотребнадзором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)», утверждены приказом Роспотребнадзора от 18 сентября 2017 г. № 860. Приказ зарегистрирован Минюстом России  22.12.2017г.  рег. №49396 и опубликован 26.12.2017г. на официальном сайте Интернет - портала правовой информации  и вступил в силу 6 января 2018 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Проверочный лист содержит исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, соотнесенный с реквизитами нормативных правовых актов (с указанием их структурных единиц, в соответствии с которыми контролируются обязательные требования).

Таким образом, перечисленные в проверочном листе нормативные правовые акты определяют предмет плановой проверки. В этой связи указанный перечень нормативных правовых актов необходимо также отразить в распоряжении о проведении проверки.

Соответственно в ходе проведения плановых проверок с использованием проверочных листов проверке подлежат вопросы, исключительно включенные в указанные проверочные листы. Данные требования на внеплановые проверки не распространяются.

Кроме этого в соответствии с пунктом 5.1 части статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ в распоряжении о проведении проверки руководителя органа государственного контроля (надзора), его заместителя утв. приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009г. №141 "О реализации положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», указываются реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов). Реквизитами проверочного листа, подлежащие указанию в распоряжении о проведении проверки являются номер, дата приказа Роспотребнадзора, утвердившего соответствующий проверочный лист, а также номер приложения к этому приказу, по соответствующему предмету проверки.

Проверочные листы заполняются в ходе проведения проверки, при выявлении факта несоблюдения обязательного требования, предусмотренного проверочным листом, в соответствующей графе  проставляется «нет» и наоборот при соблюдении обязательных требований проставляется "да", а в акте проверки описывается событие и иные обстоятельства, характеризующие факт выявленного нарушения.

Проверочный лист подписывается лицами участвующими в проверке.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 294-ФЗ заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) приобщается к акту проверки и является его приложением, о чем в акте делается соответствующая запись в разделе «прилагаемые к акту документы» с указанием реквизитов конкретного проверочного листа.

В случае выявления нарушений обязательных требований, проверка которых в предмет контрольно-надзорного мероприятия не входила, необходимо учитывать положения части 5 статьи 8.2 Федерального закона №294-ФЗ предусматривающей выдачу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по правилам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» и учитывать положение статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирующей порядок возбуждения дела об административном правонарушении.

В частности, в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, причинило вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде, или привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, необходимо выдать предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований

В случае наличия угрозы жизни или здоровью людей,  а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения может быть возбуждено дело об административном правонарушении, влекущем применение административного наказания в том числе и в виде административного приостановления деятельности с применением меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.

Следует также отметить, что отраженная в проверочном листе информация позволит более объективно оценивать характер выявленных нарушений при проведении их квалификации в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также учитывать её при обобщении результатов контрольно-надзорных мероприятий,  и при составлении установленной статистической отчетности.

 

Как вернуть деньги за товар ненадлежащего качества?

 

Потребитель в соответствии со            ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (при этом по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками). Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Данные положения применяются в случае если соответствующий товар не включен в Перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924.

В отношении товаров, которые включены в данный перечень, потребитель в случае обнаружения  недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных Законом «О защите прав потребителей» сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Срок удовлетворения требований потребителя о возврате денег – 10 дней.

Можно ли обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия с требованием о проведении внеплановой проверки в отношении «Продавца» в случае нарушения прав потребителя при продаже товаров?

 

Вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия. В соответствии с новой редакцией п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является: «нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены)». 

При этом согласно п.3 ст.10  Федерального закона № 294-ФЗ обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

 

Как должна быть представлена информация о платных медицинских услугах?

 

В соответствии с п.п. 11, 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»:

Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

1.  для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется); для индивидуального предпринимателя -фамилия, имя и отчество (если имеется);

2. адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

3. адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

4. сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

5. перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

6. порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

7.  сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

8. режим работы медицинской организации, график работы медицинскихработников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

9. адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

 

 

ссылка на видео