Итоги проведения Дня открытых дверей для предпринимателей 12 октября 2017 года

12 октября 2017 года в Управлении Роспотребнадзора по Республике Мордовия в рамках акции «Дни открытых дверей для предпринимателей» состоялось публичное обсуждение результатов правоприменительной практики Управления Роспотребнадзора за 3 квартал 2017 года, руководств по соблюдению обязательных требований, подготовленных в соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положениями паспорта проекта «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований» приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

 

С докладами по правоприменительной практике Управления выступили начальник отдела организации надзора Большикова Е.К., начальник отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия Г.В.Суворова.

В докладах освещены вопросы организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере защиты прав потребителей, результаты деятельности по надзору за исполнением законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей за 3 квартал 2017 года, правоприменительная практика Управления, результаты судебного оспаривания решений Управления, представлен обобщённый анализ часто встречающихся на объектах надзора нарушений, даны рекомендации по их устранению, а также разъяснения новых требований нормативных правовых актов.

В обсуждении приняли участие: помощник заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия, представители Торгово-промышленной палаты Республики Мордовия, регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей в Республике Мордовия, Мордовского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия, федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, средства массовой информации, индивидуальные предприниматели, представители малого и среднего бизнеса.

 

Проведено анкетирование присутствующих на встрече представителей бизне-сообщества  по вопросам организации работы и эффективности деятельности Управления.

Результаты анкетирования:


 
Вопросы анкеты
Результаты опроса, % опрошенных
Сведения об участниках опроса
1. Юридическое лицо 
Индивидуальный предприниматель            
18%
82%
2.  - микропредприятие
     - малый бизнес
     - средний бизнес
     - крупный бизнес 
75%
17%
7%
1%
3. Вид деятельности:
    -торговля пищевыми продуктами
    -общественное питание
    -предоставление персональных услуг
    -ЖКХ
    -промышленные предприятия
    -медицинские услуги
    -туристские услуги

 
75%
9%
4%
4%
3%
4%
1%
4. Адрес места осуществления деятельности:
-г. Саранск
-районы республики

 
85%
15%
Оценка работы Управления
5. Проводились ли Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия проверки Вашей деятельности в 2017 году?
-да
-нет

 

 
65%
35%
6. Количество проверок в 2017 году 
-одна
-две
-три и более

 
92%
8%
0%
7. Вопросы, которые проверялись в ходе проверок:
-выполнение требований ТР ТС
-требования санитарного законодательства
-требования законодательства о защите прав потребителей
-федеральный закон  15-ФЗ

 
75%
91%
35%
72%
8. Поведение специалистов Управления Роспотребнадзора по Рес-публике Мордовия в ходе проверки:
- корректное
- грубое

 

 
100%
0%
9. Как Вы оцениваете выполнение специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия требований Федерального закона от 26 декабря 2008года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  в ходе проверки
 («+» - если соблюдались, «-»  - если нарушались):
- соблюдение сроков уведомления о начале проверки 
- соблюдение сроков проверки
- истребование документов
- предоставление результатов проверки

 

 

 

 
100%(+)
100%(+)
100%(+)
100%(+)
10. Приходилось ли Вам обращаться за консультацией в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия
- да
- нет

 

 
46%
54%
11. Удовлетворенность полученной консультацией:
- удовлетворен
- не удовлетворен

 
100%
0%
12. Пользуетесь ли Вы разделом «Для предпринимателей» сайта Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в сети Интернет:
- да
- нет

 

 
72%
28%
13. Замечания/пожелания по заполнению раздела «Для предпринимателей» сайта Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в сети Интернет
нет
14. Наиболее заинтересовавший Вас  раздел доклада, представленного на Дне открытых дверей для предпринимателей»:
-результаты деятельности по надзору
-правоприменительная практика Управления, 
-результаты административного и судебного оспаривания решений 
-анализ часто встречающихся на объектах надзора нарушений, рекомендации по их устранению 
-разъяснения новых требований нормативных правовых актов

 
100%
56%
19%
100%
100%
15. Оценка организации проведения «Дня открытых дверей для предпринимателей»:
- высокая
- удовлетворительная
- низкая

 
99%
1%
0%
16. Предложения по организации проведения «Дня открытых дверей для предпринимателей»
нет

 

При подготовке к Дню открытых дверей для предпринимателей на сайте Управления в сети Интернет размещены материалы доклада по правоприменительная практике.

На сайт Управления поступили вопросы по организации деятельности Управления, осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора, надзора в сфере защиты прав потребителей, юридической практике. Также вопросы задавались представителями ЮЛ/ИП в ходе публичного обсуждения результатов правоприменительной практики Управления.

Вопросы были систематизированы. Специалисты Управления в ходе публичного обсуждения ответили на вопросы участников мероприятия и вопросы, поступившие на сайт Управления в сети Интернет.

 

Вопрос

Ответ

Я  занимаюсь дезинфекционной деятельностью и работаю с колес (развожу к заказчику на своей машине фабрично упакованные дератизационные и дезинсекционные препараты), нужно ли мне оборудовать склад, если используемые мною дезинфекционные средства не превышают 5 кг.

 

 

 Оборудовать складское помещение необходимо. Перевозить дезинфекционные средства на личном автотранспорте запрещено.

 В соответствии с п. 2.5 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» - Дезинфекционная деятельность осуществляется в условиях, безопасных для работников и при наличии необходимых бытовых условий,

п. 2.19 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»: Транспортирование дезинфекционных средств осуществляется специальным транспортом. Использование указанного транспорта для иных целей не допускается.

п. 6.10 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих»: Транспортирование дезинсекционных средств должно производиться отдельным транспортом

п.6 Приложения 2 к СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»: Не допускается хранение спецодежды и средств индивидуальной защиты дома, а также вместе с личной одеждой.

Какие нарушения чаще всего встречаются в организациях здравоохранения

Организовано оказание населению платных медицинских услуг при отсутствии установленной информации об исполнителе, а также иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, что является нарушением ст. 8, ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», п.п. в), д), з) п. 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006.

Не организовано и не обеспечено проведение обеззараживания медицинских отходов класса Б при использовании дезинфицирующих средств в соответствии с инструкциями по их применению, что является нарушением требований п. 5.8. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».

Не обеспечена стерилизация изделий медицинского назначения, контактирующих с раневой поверхностью, что является нарушением требований п. 2.15 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В помещении, требующем соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего мед. персонала, умывальник в санузле для персонала не оборудован смеситель с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением, что является нарушением требований п. 5.6 главы 1, п. 1.2 главы 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Не организовано проведение систематически плановой профилактической дезинфекции, дератизации и дезинсекции, а именно: не представлены договоры, акты выполненных работ, акты и документы по учету численности грызунов и насекомых, обследования состояния объекта и другие документы, подтверждающие проведение данных видов работ, что является нарушением п. 8.1.1 главы 5, п.11.23 главы 1, п. 1.1 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.п. 3.1, 3.3, 3.5 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п.п. 5.1-5.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».

Отсутствуют инструктивно-методические документы в соответствии с осуществляемой деятельностью по эксплуатации источников ионизирующего излучения, что является нарушением МР 11-2/4-09 от 06.02.2004 «Защита населения при назначении и проведении рентгенодиагностических исследований», МУ от 12.12.2007. №0100/12883-07-34 «Определение радиационного выхода рентгеновских излучателей медицинских рентгенодиагностических аппаратов»; контроль их наличия не организован, что является нарушением п. 3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03, п/п а) п. 2.4 СП 1.1.1058-01, ст. 11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Не обеспечено ведение учёта стерилизации изделий медицинского назначения в журнале по учетной статистической форме, что является нарушением требований п.п. 2.34, 2.35 главы 2, п. 8.3.27 главы 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».

Отсутствует резервное водонагревательное устройство на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения, что является нарушением требований п. 5.4 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Удаление воздуха из операционной осуществляется только из верхней зоны, что является нарушением п. 6.13. гл. 1 раздела 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», ст. 11, ч. 1, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Не обеспечено наличие 2-х комплектов экспресс-тестов на ВИЧ, вирусные гепатиты B и C для обследования лица, которое может являться потенциальным источником инфекции, и контактировавшего лица после возникновения аварийной ситуации, что является нарушением требований п. 8.3.3.2 СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции», ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Не обеспечено проведение контроля качества предстерилизационной очистки с регистрацией контроля в журнале, что является нарушением требованием п. 2.14. главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Не обеспечено устранение текущих дефектов отделки в помещении медицинской организации, что является нарушением требований п. 11.14 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Нарушение требований к условиям стерилизации и сохранения стерильности медицинского инструментария (материалов),  что является нарушением требований п.п.1.7, п.1, главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»

Не ведется журнал контроля обработки эндоскопов для нестерильных вмешательств с указанием даты обработки эндоскопа, идентификационного номера эндоскопа, результата теста на герметичность, наименования средств для очистки, времени начала и окончания процесса очистки, результата контроля качества очистки, что является нарушением пп. 3.7.1. пп. 3.7 п. 3 СП 3.1.3263-15 «Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах».

У меня маленькая летняя база отдыха. Специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» провели обследование территории базы и клещи не были пойманы. Нужно ли мне проводить обработку территории от клещей.

 

Акарицидную обработку территории проводить надо. Случаи нападения и  присасывания клещей на людей регистрируются ежегодно на всей территории республики.

В соответствии  с п. 7.4.1.2. СП 3.1.3310-15 «Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами» Акарицидами обрабатываются наиболее посещаемые населением участки территории (места массового отдыха, территории загородных предприятий общественного питания, базы отдыха и т.п.)

п. 7.4.1.3…. СП 3.1.3310-15 - Эпидемиологическим показанием к обработкам является ежегодная регистрация в последние 5 лет случаев присасывания клещей, обнаружения возбудителей и случаев заражения людей инфекциями, передающимися клещами, на данной территории

При продаже товара у продавца иногда отсутствует в кассе разменная монета. Какие последствия могут наступить для продавца в этом случае, так как приходиться отказывать покупателям в продаже товара.

 

 В соответствии со ст. 426 Гражданского Кодекса РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении от заключения договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, устанавливающие, что «если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки».

Может ли  салон красоты делать  косметологические инъекции?

 

Если в список  услуг салона включены инъекции  то , следует знать, что выполнять такие процедуры разрешается только организациям, имеющим лицензию на хирургическую и терапевтическую косметологию. Информация о наличии такой лицензии должна размещаться в  доступном месте, чтобы каждый клиент мог с ней  ознакомиться. Процедуры должны проводиться в помещении, оборудованном согласно санитарным правилам и врачом, имеющим высшее медицинское образование.

Кто оплачивает экспертизу товара, имеет ли право потребитель присутствовать при проведении экспертизы?

 

Потребитель имеет право присутствовать при проведении экспертизы. Для этого ему  необходимо письменно заявить об этом при подаче претензии продавцу.

Если установленный на товар гарантийный срок еще не закончился, экспертизу оплачивает продавец или производитель. НО следует иметь в виду, что если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), то тогда потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а так же связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.  Если же потребитель все же отказывается вернуть денежные средства, то обращайтесь в суд.

Если товар будет признан некачественным вследствие производственных недостатков, то расходы на проведение экспертизы понесет продавец, либо изготовитель продукции.

При проверке каких организаций используются проверочные листы

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля используются проверочные листы (список контрольных вопросов).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2017 г. № 707 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» с 1 октября 2017 г. с использованием проверочных листов должно осуществляться проведение плановых проверок отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а с 1 июля 2018 г. применение таких проверочных листов будет обязательным при проведении проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Приказом Роспотребнадзора от 14 августа 2017 г. № 688 утвержден следующий перечень типов производственных объектов в целях определения отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении с 1 октября 2017 г. плановых проверок которых Роспотребнадзором и его территориальными органами предусматривается использование проверочных листов (списков контрольных вопросов):

предприятия торговли (в том числе предприятия торговли, реализующие универсальный ассортимент продовольственных товаров, и предприятия торговли со специализированным ассортиментом продовольственных товаров: магазин, специализированный магазин, гастроном, супермаркет (универсам), дискаунтер, минимаркет, гипермаркет, киоск, торговый павильон);

предприятия (объекты) общественного питания (ресторан, кафе, бар, закусочная, столовая, в том числе столовые при предприятиях и учреждениях, комбинат общественного, в том- числе школьного питания, заготовочное предприятие питания, доготовочное предприятие питания, предприятия быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, вагон-ресторан, магазин (отдел) кулинарии);

парикмахерские, салоны красоты, солярии.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для указанных объектов разработаны Роспотребнадзором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)», утверждены приказом Роспотребнадзора от 18 сентября 2017 г. № 860.

Проверочный лист содержит исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, соотнесенный с реквизитами нормативных правовых актов (с указанием их структурных единиц, в соответствии с которыми контролируются обязательные требования).

Таким образом, перечисленные в проверочном листе нормативные правовые акты определяют предмет плановой проверки. В этой связи указанный перечень нормативных правовых актов необходимо также отразить в распоряжении о проведении проверки.

Соответственно в ходе проведения плановых проверок с использованием проверочных листов проверке подлежат вопросы, исключительно включенные в указанные проверочные листы. Данные требования на внеплановые проверки не распространяются.

Кроме этого в соответствии с пунктом 5.1 части статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), указываются реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов).

В каких случаях для предпринимателя наказание в виде штрафа может быть заменено предупреждением

04 июля 2016 года вступил  в силу  Федеральный закон  от 03.07.2016г.  №  316 -ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

 Указанным законом статья 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Принцип равенства перед законом» дополнена частью  3, согласно которой устанавливаются особые условия  применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Статья 3.4  КоАП РФ дополнена частью 3 устанавливающей альтернативу административному наказанию в виде административного штрафа, возможностью его заменой на наказание в виде предупреждения для лиц являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц.

 Согласно дополнения частью 3.5. статьи 4.1 «Общие правила назначения административного наказания» и статьей 4.1.1. «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено Кодексом и за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба."

 Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе и статьями КоАП РФ по которым специалисты Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, в частности: ч. ч. 5,  15, 16  ст. 19.5, ст.ст. 19.6, 19.33.

Какие меры будут приняты в случае не предоставления уведомления об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

В отношении субъекта будет составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ.