Итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в сфере защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг за 2017 год.

В 2017 году в  числе приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия  находились вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг.  Деятельность Управления в этой сфере  направлена на осуществление государственного контроля по соблюдению законодательства о защите прав потребителей; пресечение (предупреждение) правонарушений в части не предоставления потребителям информации о финансовых услугах, введения потребителей в заблуждение или навязывания  им при заключении договоров условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами,  установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей; консультирование и информирование  потребителей.

Так, в 2017 году Управлением рассмотрено 64   обращения  по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, что на 35 % ниже аналогичного показателя 2016 года (98 обращений) и на 47 % ниже  по сравнению с 2015 годом (127 обращений).

Доля обращений потребителей финансовых услуг в общем объеме обращений, поступивших в Управление,  является  несущественной и составила  4,5  %    в 2017 году, 5,5 % -  в 2016году и 10,6 % - в 2015 году. При этом, в среднем  за последние три года  порядка 7 %  обращений  граждан послужили поводом для проведения мероприятий по контролю и принятию мер административного реагирования в отношении кредитных  и микрофинансовых организаций.  В других   обращениях заявителей поставленные вопросы носили информационно-консультативный характер  и по ним были даны соответствующие разъяснения.

 В структуре обращений граждан традиционно преобладают обращения, связанные с нарушением прав потребителей кредитными организациями. Объем жалоб в отношении микрофинансовых организаций практически не изменился, но значительно уменьшилось количество обращений граждан в отношении деятельности страховых организаций. Так, количество обращений граждан, связанных с  оказанием услуг страховыми  организациями, поступивших в 2017 году в Управление  уменьшилось на 55, 2 % по сравнению с 2016 годом и на 74.5 %  по сравнению с  2015 годом. Сложившуюся в Управлении отрицательную динамику обращений потребителей  в отношении страховых организаций за последние годы  можно объяснить широко практикуемой Роспотребнадзором информационно-разъяснительной работой и  деятельностью Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, рассматривающей жалобы потребителей страховых услуг.

В 2017 году количество обращений  по вопросам предоставления финансовых услуг, направленных Управлением  в другие органы для рассмотрения в пределах их компетенции, снизилось на 22,8% по сравнению с 2016 годом и в 4 раза  по сравнению с 2015 годом. Это в целом соотносится со стабилизацией ситуации на финансовом рынке, в том числе на рынке страховых услуг (ОСАГО). В переадресованных обращениях сообщалось о фактах навязывания дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО или необходимости присоединения к программам страхования в рамках кредитных договоров, неправомерных действиях коллекторов,  отказа  заключения страховщиками договоров ОСАГО   без дополнительных услуг, завышенной цене по полисам ОСАГО.                            

Как и в предыдущие годы, в  2017  году самыми распространенными в сфере оказания финансовых услуг потребителям по-прежнему являлись нарушения прав потребителей на информацию со стороны банков, страховых и  микрофинансовых организаций, а также включение указанными финансовыми организациями в договор условий, ущемляющих законные права потребителей.

В  2017 году Управлением  проведено 8 внеплановых документарных проверок по соблюдению законодательства о защите прав потребителей в отношении кредитных и микрофинансовых организаций (в 2016 году – 5 проверок, в 2015 году -8 проверок). 

По выявленным  Управлением  фактам нарушений на рынке финансовых услуг в 2017году  было  возбуждено 17 административных дел об административных правонарушениях,  вынесено 14 постановлений  о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 128 т.р.   и  1 предупреждение.   2 постановления находятся в стадии рассмотрения в судах.  

В связи с растущей популярностью и доступностью предоставления финансовых услуг, потребителей данного вида услуг становится все больше. Но не всегда при заключении договоров  с финансовыми  организациями потребители получают исчерпывающую информацию об условиях предоставления услуг.  Слишком сложное финансовое законодательство не позволяет простому потребителю самостоятельно в полной мере разобраться  в   возникающих вопросах  при  реализации различными организациями финансовых  продуктов и  услуг. Одной из главных проблем, связанных с  предоставлением различных финансовых остается низкая  осведомленность потребителей о безопасном использовании таких услуг. С целью повышения финансовой грамотности населения в  рамках системы информирования и консультирования населения  Управление на базе   общественной приёмной проводит прием граждан,  которым  разъясняют их права и обязанности как потребителей, а также вопросы правоприменительной практики в финансовой сфере. Данная форма работы с потребителями является эффективным инструментом для оперативных консультаций потребителей, не требующих административного вмешательства, а также позволяет потребителям самостоятельно принимать решения по  способам восстановления нарушенных прав.  В  рамках рассмотрения обращений Управление   дает  подробное разъяснение  законодательства по существу поставленных вопросов, информирует   о  механизме защиты нарушенных прав, о возможности вступления Управления в дело для дачи заключения в суде по делу в целях защиты прав потребителей.                               

  По вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг  можно обращаться в общественную приёмную Управления (г. Саранск, ул. Дальняя, 7, тел. 23-41-30) еженедельно по понедельникам с 10 до 13 часов.