ДОКЛАД по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия за 4 квартал 2017 года

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

по правоприменительной практике

 Управления Роспотребнадзора

 по Республике Мордовия

за 4 квартал 2017 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017

 

 

 О реализации риск-ориентированного подхода

 в контрольно-надзорной деятельности

 Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия

 

Одним из ключевых направлений реформы контрольно-надзорной деятельности является внедрение риск-ориентированного подхода.

Необходимость применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) обусловлена статьей 8.1 Федерального закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», введенной Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности деятельности органов государственного контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.02.2017 № 197, от 02.03.2017 № 245, от 30.03.2017 №360) в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 26.12.2008г.  № 294-ФЗ, с частью 2 статьи 2Федеральногозаконаот 13.07.2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" утверждены «Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности».

Правила устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности.

Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включает 6 категорий риска и соответствующие им 6 классов опасности, которые устанавливаются в соответствии с «Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска также установлены «Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» с учетом Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806.

Установленные критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска учитывают тяжесть и вероятность потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Оценка тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда, возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда. Наибольшие показатели тяжести потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований установлены для деятельности, связанной с водоподготовкой и транспортировкой питьевой воды. Высокие показатели тяжести потенциального вреда установлены для деятельности по производству пищевых продуктов, деятельности лечебно-профилактических организаций, в том числе родильных домов, санаторно-курортных учреждений, организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, деятельности бассейнов, аквапарков, деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. Значительные показатели тяжести потенциального риска установлены для деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, деятельности общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций и ряда других видов деятельности.

При оценке вероятности несоблюдения обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов Роспотребнадзора информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований. Показатель вероятности нарушения обязательных требований также зависит от вида осуществляемой деятельности. Так, например, данный показатель невысокий в деятельности аптечных организаций, деятельности организаций отдыха и развлечений, культуры и спорта. Выше он при осуществлении деятельности по предоставлению социальных услуг, деятельности в области здравоохранения, деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, в области обращения с отходами, деятельности ряда промышленных предприятий, в том числе использующих источники ионизирующего излучения, а также деятельности по предоставлению персональных услуг.

Кроме того, методическими рекомендациями, утвержденными Роспотребнадзором, и разработанной на их основе программой при расчете потенциального риска учитывается численность населения, находящегося под воздействием объекта надзора, которая зависит от количества оказываемых услуг или объема вырабатываемой продукции, наличия санитарно-защитной зоны и её размера, количества рабочих мест, числа работников, продолжительности работы объекта.

Потенциальный риск зависит также от наличия неудовлетворительных результатов лабораторно-инструментальных исследований и замеров, вынесенных постановлений об административных правонарушениях по результатам предыдущих проверок.

На основе всего комплекса критериев и численности населения, находящегося под воздействием объекта, программой рассчитываются показатель и категория потенциального риска причинения вреда здоровью населения, класс опасности объекта.

Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда здоровью, рассчитанного в соответствии с утвержденными методическими указаниями Роспотребнадзора:

более 1 x 10-3 - чрезвычайно высокий риск, 1 класс опасности;

от 1 x 10-4 до 1 x 10-3 - высокий риск, 2 класс опасности;

от 1 x 10-5 до 1 x 10-4 - значительный риск, 3 класс опасности;

от 1 x 10-6 до 1 x 10-5 - средний риск, 4 класс опасности;

от 1 x 10-7 до 1 x 10-6 - умеренный риск, 5 класс опасности;

менее 1 x 10-7 - низкий риск, 6 класс опасности.

В Правилах отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности предусмотрена возможность как повышения класса опасности, так и его понижение:

объекты государственного надзора, подлежащие отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного рисков соответственно при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска 2 постановлений и более по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения или при наличии решения о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных или лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих);

объекты государственного надзора, подлежащие отнесению к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного рисков, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при отсутствии при последней проверке юридического лица или индивидуального предпринимателя в отношении указанных объектов государственного надзора предписаний об устранении нарушений обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами Роспотребнадзора, Управлением с 2014 года реализуется риск-ориентированный подход при планировании контрольно-надзорных мероприятий. Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти приступил к внедрению риск-ориентированного надзора, что позволило пересмотреть методические подходы к планированию контрольно-надзорных мероприятий, выделить приоритеты и сконцентрировать усилия на проверке объектов предпринимательской деятельности с высоким потенциальным риском причинения вреда, прежде всего здоровью человека.

Роспотребнадзором разработаны, откорректированы и утверждены методические документы, определяющие единый порядок классификации объектов государственного надзора с учетом потенциального риска причинения вреда здоровью граждан.

Для планирования контрольно-надзорных мероприятий организовано формирование, ведение и актуализация перечня объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска, обеспечен мониторинг за формированием и ведением перечня объектов государственного надзора.

Управлением создан региональный реестр субъектов и объектов надзора, на основе которого осуществляется планирование контрольно-надзорных мероприятий, сформированы перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска.

Региональный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов позволяет распределять их по категориям потенциального риска причинения вреда здоровью населения, актуализирован с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 и по состоянию на 31.12.2017 содержит 5315 хозяйствующих субъектов и 13376 объектов надзора.

Субъекты надзора по категориям риска распределены следующим образом:

к категории чрезвычайно высокого риска отнесено 89 субъектов или 1,68%;

к категории высокого риска отнесено 239 субъектов или 4,5%;

к категории значительного риска отнесено 939 субъектов или 17,66%;

к категории среднего риска отнесено 2629 субъектов или 49,45%;

к категории умеренного риска отнесено 1280 субъектов или 24,08%;

к категории низкого риска отнесено 140 субъектов или 2,63%.

Объекты надзора по категориям риска распределены следующим образом:

к категории чрезвычайно высокого риска отнесено 600 объектов или 4,49%;

к категории высокого риска отнесено 1435 объектов или 10,73%;

к категории значительного риска отнесено 3818 объектов или 28,55%;

к категории среднего риска отнесено 4478 объектов или 33,48%;

к категории умеренного риска отнесено 2598 объекта или 19,43%;

к категории низкого риска отнесено 441 объекта или 3,32%.

Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых предусмотрено осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, представляет собой динамическую структуру, изменения в которую вносятся ежемесячно с учетом ликвидации одних и появлением новых хозяйствующих субъектов.

Роспотребнадзором обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору: на официальном сайте Управления размещена информация из перечней объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

В зависимости от категории риска и класса опасности устанавливается периодичность плановых проверок: для 1 класса опасности – 1 раз в год, для 2 класса – 1 раз в 2 года, для 3-го – 1 раз в 3 года, для 4-го – не чаще чем 1 раз в 4 года, для 5-го класса – не чаще чем 1 раз в 6 лет. В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска (6 класса опасности), плановые проверки не проводятся.

Данные регионального реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей использованы Управлением при формировании ежегодного плана проведения плановых проверок на 2018 год.

Основными факторами при выборе Управлением объектов, подлежащих плановому федеральному государственному контролю в 2018 году, становятся высокая потенциальная опасность (риск) причинения вреда здоровью человека в результате деятельности объектов, а также принцип добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части соблюдения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

Проверки в отношении субъектов надзора включаются в план при условии истечения установленного периода времени с даты:

окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились.

При этом плановые проверки, периодичность проведения которых определена постановлением Правительства Российской Федерации № 944 в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона №294-ФЗ (в сфере здравоохранения, образования и предоставления социальных услуг с проживанием) осуществляются с установленной вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации периодичностью независимо от отнесения объектов надзора к определенной категории риска или классу опасности.

С внедрением риск-ориентированного подхода при подготовке ежегодных планов плановых проверок сократилось проведение плановых проверок в отношении объектов с умеренным риском, которые могут проверяться планово не чаще, чем 1 раз в 6 лет, а субъекты низкого потенциального риска не включены в план проверок на 2018 год.

В динамике за последние 6 лет общее количество плановых проверок субъектов надзора имеет устойчивую тенденцию к снижению. В сравнении с 2013 годом общее число плановых проверок на 2018 год снижено в 2,9 раза.

В 2015 году (Федеральным законом от 13.07.2015г. № 246-ФЗ) в Федеральный закон № 294-ФЗ была введена дополнительная статья 26.1, регулирующая особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. В результате за последние 3 года общее число плановых проверок субъектов малого бизнеса сократилось в 16 раз. Доля субъектов малого предпринимательства в плане Управления на 2018 год составляет 7,19% от общего числа проверок, что в 5 раза меньше, чем 5 лет назад. Проверки субъектов малого предпринимательства, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации №944 (медицинская деятельность, 28 проверок), включены в план проверок в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ и требованиями части 1 статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ. В отношении остальных включенных в план проверок субъектов малого предпринимательства (5 проверок ИП. осуществляющих торговлю продовольственными товарами) ранее были применены меры по административному приостановлению деятельности. При этом за последние 2 года Управлением в план проверок не был включен ни один добросовестный субъект малого предпринимательства.

Основная часть проверок Управлением запланирована на 2018 год в отношении бюджетных организаций и крупных предприятий.

В результате в структуре плана проверок на 2018 год по видам деятельности:

Вид деятельности

2018 год

2017 год

+

-

Проверок

%

%

Здравоохранение

41

8,9

6,1

+2,8

Образование

344

75

76,4

-1,4

Коммунальные + социальные

19

4,1

3,5

+0,6

Пищевая промышленность

5

1,1

2,2

-1,1

Общепит

1

0,2

0

+0,2

Торговля

9

2

0,6

+1,4

Промышленность

16

3,5

6,3

-2,8

Сельское хозяйство

14

3,1

0,2

+2,9

Транспорт

2

0,3

0,2

+0,1

Иные

8

1,8

4,5

-2,7

Всего

459

100

100

 

Распределение объектов надзора по классам риска в плане на 2018 год составило:

4,56% -  чрезвычайно высокого риска (производство и распределение воды, промышленные предприятия, пищевая промышленность),

7,92% - высокого риска,

40,65% - значительного риска,

26,38% - среднего риска,

20,49% умеренного риска.

 

Сведения о проведенных в отношении подконтрольных

 лиц проверках и иных мероприятиях по контролю

в 4 квартале 2017 года

 

При осуществлении государственного контроля (надзора) проведено 409 проверок, 55 санэпидрасследований и 78 административных расследований. В структуре всех проведенных проверок 98% составили выездные проверки, 2% – документарные, 16% плановые проверки, 84% - внеплановые.

Основанием для проведения внеплановых проверок  в рамках реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ стали:

- контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений – 53 проверки, что составляет 15,5% от общего количества внеплановых проверок;

- по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц проведена 11 проверок  (в т.ч.: о нарушении прав потребителей – 11), что составляет 3,2% от общего числа проведенных внеплановых проверок;

- на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации –81,3% -278 проверок.

Из 67 проведенных плановых проверок по итогам 60 выявлены правонарушения, что составляет 90%  от общего числа проведенных проверок. Из 342 проведенных внеплановых проверок по результатам 253 выявлены правонарушения, что составляет 74%. Дела об административном правонарушении возбуждены по итогам всех проверок с выявленными нарушениями.

За отчетный период 2017 года плановые и внеплановые проверки проводились в отношении 275 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. государственный контроль (надзор) осуществлялся в отношении 5% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от общего количества подлежащих  государственному контролю (надзору).

Результаты проведенных Управлением проверок показали, что 88% (242) юридических лиц и индивидуальных предпринимателя, в отношении которых проводились проверки, осуществляют свою деятельность с нарушениями действующего санитарного законодательства и законодательства по защите прав потребителей.

На одно юридическое лицо, индивидуального предпринимателя приходится в среднем 7 выявленных правонарушений.

Всего за 4 квартала  2017 года должностными лицами Управления было возбуждено 613 дел об административном правонарушении. Из них за нарушения санитарного законодательства составлено 368 протоколов, за нарушения законодательства о защите прав потребителей 245 протоколов.                   За отчетный период Управлением рассмотрено 636 административных материалов, в том числе 108 материалов, поступивших из правоохранительных органов и органов прокуратуры. По результатам рассмотрения вынесено 501 постановление о наложении штрафов (78,8%), 131 постановление о предупреждении (20,6%), прекращено производство по 4 административным материалам (0,6%).

В связи с внесенными изменениями в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивших в законную силу с 1 июля 2016г., в части замены административного наказания в  виде административного штрафа предупреждением, применяемой в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, доля объявленных предупреждений возросла  в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.

За отчетный период  2017 года было составлено 121 протокол в отношении юридических лиц, что составляет 19%. Удельный вес административных дел, возбужденных по ст. 6.3 КоАП РФ, составил 11%

Управлением наложено штрафов на сумму 3192,2 тыс. руб., судами наложено штрафов на сумму 647,7 тыс. рублей. Взыскиваемость административных штрафов составляет 65%.

Одним из показателей эффективности применения административных санкций служит средняя сумма административного штрафа, исчисляемая как отношение суммы штрафных санкций к числу вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа. Средняя сумма одного наложенного штрафа Управлением составила 6,38 руб.

В соответствии с положениями ст. 29.13 КоАП РФ в адрес руководителей учреждений и организаций внесено 20 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

За отчетный период Управлением возбуждено и передано на рассмотрение в судебные органы 82 дела об административных правонарушениях. Судами по результатам рассмотрения направленных Управлением дел об административных правонарушениях было вынесено 49 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа, 4 постановления о наложении административного штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения, 4 постановления об административном приостановлении деятельности, 14 постановлений о наложении предупреждения. Удельный вес привлекаемых судом к административной ответственности составляет 60%, остальные материалы находятся в стадии рассмотрения.

Управлением направлено в суды 14 исков в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в защиту конкретных лиц. Удовлетворены 10 исков, что составляет 71,4%, остальные находятся в стадии рассмотрения.

 

 

Типовые и массовые нарушения обязательных требований,

выявляемые при осуществлении мероприятий по контролю

в 4 квартале 2017 года с возможными мероприятиями по их устранению

 

№п/п

Нарушения обязательных требований

Возможные мероприятия по устранению нарушений обязательных требований

1

На предприятиях по производству и обороту продовольственных товаров:

Не осуществляется контроль за соблюдением температурно-влажностного режима в складских помещениях, торговых залах, где осуществляется хранение пищевой продукции – отсутствуют термометры и психрометры, что является нарушением п.6.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Не проводится до подачи в торговый зал проверка качества товаров (по внешним признакам), не осуществлена отбраковка и отсортировка товара: допущена реализация деформированной, дефростированной и повторно замороженной пищевой продукции, что является нарушением требований п. 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55.

Не соблюдаются условия хранения пищевой продукции установленные производителем, что является нарушением п. 12 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

- Реализация фальсифицированной молочной продукции, что является нарушением п. 5.1.7 ГОСТа Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия» и пункт 5 главы II, подпункт «г» пункта 6 главы III, п. 47 главы IX, п. 30 главы VII Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции».

Реализация пищевой продукции с истекшим сроком годности, что является нарушением требований п.п. 7, 12 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Не обеспечено соблюдение правил личной гигиены работниками организации торговли – у работников отсутствуют головные уборы, что не позволяет им перед началом работы подбирать волосы под колпак или косынку, что является нарушением требований п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01.

Не обеспечено содержание всех помещений организации торговли в чистоте, а именно: в тамбуре загрузочного помещения на потолке в углах паутина, пыль, что является нарушением требований п. 10.1 СП 2.3.6.1066-01.

Реализуется пищевая продукция при отсутствии сведений о дате изготовления в маркировке упакованной пищевой продукции, что является нарушением требований п. 47 ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», п. 1 ч. 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», п. 2 ст. 3 ФЗ 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Отсутствие товаросопроводительных документов на пищевую продукцию, что является нарушением п. 3 ст. 5 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

Не содержатся в чистоте оборудование и инвентарь, чем нарушены требования п. 10.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Допущено нарушение товарного соседства при хранении пищевых продуктов, чем нарушены требования п.7.6 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Реализация алкогольной продукции с нарушением п. 4.1.2 ГОСТ 32030-2013 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия», введённого в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.06.2013 №253-ст, а именно реализация вина с осадком и посторонними включениями.

Не обеспечено проведение текущего ремонта в организации торговли по мере необходимости, что является нарушением требований п. 10.8. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Уровни шума от работы оборудования превышают установленные нормативы, что является нарушением п. 6.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

Допускается реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, что является нарушением требований п. 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55.

Не проводятся своевременно дезинсекционные и дератизационные мероприятия (обнаружены тараканы и грызуны), что является нарушением п. 12.2 СП 2.3.6.1066‑01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Не организовано прохождение гигиенической подготовки продавцов, что является нарушением п. 13.1 СП 2.3.6.1066-01«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары, что является нарушением требований ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительствам РФ от 19.01.1998 №55.

Не соблюдаются ограничения и нарушаются запреты в сфере торговли табачной продукцией на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг (нарушение п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).

По требованию потребителя в соответствии п.12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 не представляется во время проведения проверки товарно-сопроводительная документация, содержащая сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

До потребителя доводится недостоверная информация о цене товара, что является нарушением требований п. 1, 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», что является нарушением, п.11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55.

- оборудовать помещение магазина в соответствии с СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»,

- осуществлять приём на работу сотрудников только при наличии личных медицинских книжек с отметкой об аттестации,

- своевременно проводить обработку оборудования и инвентаря,

- соблюдать товарное соседство при хранении пищевых продуктов,

- своевременно проводить текущий ремонт помещений предприятий торговли,

- обязать сотрудников соблюдать законодательство о запрете реализовывать алкогольную продукцию несовершеннолетним,

- осуществлять приём алкогольной продукции только при наличии всех документов подтверждающих его качество и безопасность,

- соблюдать сроки реализации продукции, продукцию с истекшим сроком реализации снимать с реализации,

- не принимать продукцию без наличия необходимой информации и сопроводительных документов,

- принимать меры по недопущению в реализацию продукции сомнительного качества,

В целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства рекомендуем соблюдать требования санитарного законодательства – санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, законодательства о техническом регулировании – технические регламенты, Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»; законодательства о защите прав потребителей – Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 02.07.2013) «О защите прав потребителей»; иные законодательные акты – ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федерального закона от 22.11.1995 №171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; правила продажи отдельных видов товаров.

2

В организациях торговли промышленными товарами:

Не предоставлена книга отзывов и предложений, что является нарушением п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55.

На вывеске отсутствует место нахождения (адрес) юридического лица, что является нарушением требования ч.1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

В продаже на витринах-стеллажах находилась парфюмерная продукция, на которую отсутствуют тестеры, лакмусовые бумажки, образцы – понюшки, в результате чего покупателям не предоставлена возможность ознакомиться с запахом парфюмерной продукции, что является нарушением требований п. 55 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением Правительствам РФ от 19.01.1998г. №55.

В продаже на витринах-стеллажах с оформленным ценником находилась парфюмерно-косметическая продукция с истекшим сроком годности, что лишило потребителей права на безопасность реализуемого товара для жизни и здоровья, что является нарушением ст. 7 Закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», п. 24 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением Правительствам РФ от 19.01.1998 №55.

- Строго соблюдать требования технических регламентов при реализации товаров,

- не допускать приём товаров, несоответствующих требованиям технических регламентов,

- доводить до потребителей необходимую информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей.

3

На предприятиях общественного питания:

Не обеспечено наличие специальной маркировки на разделочном инвентаре, что является нарушением п.6.5. СанПиН 2.3.6.1079-01" "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (далее СанПиН 2.3.6.1079-01).

Не проводится по мере необходимости ремонт производственных помещений, что является нарушением ч. 1 ст. 17 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ, п.5.5. СанПиН 2.3.6.1079-01.

Не проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий, что является нарушением ч. 1. ст. 17 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ, п. 9.1. СанПиН 2.3.6.1079-01.

Нарушается режим обработки столовой и чайной посуды, столовых приборов, кухонного инвентаря, что является нарушением ч. 1. ст. 17 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ, п. 6.14, 6.15 СанПиН 2.3.6.1079-01.

Не доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме информация о весе (объёме) порций готовых блюд продукции общественного питания, сведения о пищевой ценности блюд (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро и -микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции, что является нарушением п. 12 Постановления Правительства от 15.08.1997 №1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» и п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

Нарушение технологии приготовления блюд, что является нарушением п. 9 Постановления Правительства от 15.08.1997 №1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» и п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

Обман потребителя, выразившийся в отпуске неполновесных блюд, нарушении норм закладки при приготовлении продукции общественного питания.

Не соблюдаются условия хранения сырой и готовой продукции, что является нарушением ч. 1. ст. 17 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ, п. 7.11 СанПиН 2.3.6.1079-01.

Не осуществляется ежедневный осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний, что является нарушением п. 13.5 СанПиН 2.3.6.1079-01.

Не обеспечено проведение производственного контроля качества фритюрных жиров по органолептическим показателям, что является нарушением п. 8.16 СанПиН 2.3.6.1079-01.

Допускается наличие насекомых в производственных цехах, что является нарушением п. 12.1 СанПиН 2.3.6.1079-01.

Не обеспечено проведение санитарной обработки технологического оборудования, разделочного инвентаря и кухонной посуды после каждой технологической операции.

Отсутствуют у работников санитарная одежда и личная медицинская книжки, что является нарушением п. 13.4 СанПиН 2.3.6.1079-01.

Приём пищевых продуктов осуществляется со стороны двора жилого дома (рядом с входом в подъезд оборудована загрузочная дверь в магазин, через который производится загрузка непосредственно в бар), где расположены окна и входы в квартиры, что является нарушением требований п. 2.2. СП 2.3.6.1079, п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Строго соблюдать требования СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья и Постановление Правительства от 15.08.1997 №1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»,

- промаркировать в соответствии с требованиями санитарных правил все оборудование и инвентарь,

- своевременно проводить ремонт производственных помещений,

- осуществлять бракераж всей изготавливаемой продукции,

-строго соблюдать технологию приготовления блюд,

- доводить до сведения потребителя в наглядной и доступной форме информацию о потребительских свойствах блюд,

- при реализации блюд не допускать обман потребителей,

- проводить постоянную проверку знаний санитарного законодательства сотрудниками учреждения.

4

На объектах водоснабжения:

Качество воды подаваемой потребителям по санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Не разработана рабочая программа производственного контроля качества воды для водозаборов, что является нарушением п.2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Не обеспечено проведение производственного контроля качества воды на органолептические, обобщенные, микробиологические, радиологические показатели, неорганические и органические вещества из мест водозабора и из распределительных сетей, что является нарушением п.4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

 

Строго соблюдать требования СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

 Осуществлять своевременный производственный контроль за качеством питьевой воды.

5

На промышленных предприятиях:

Не обеспечено проведение санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасной организации, что является нарушением п.3.6 СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности».

Отсутствует согласованный в установленном порядке перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, периодичность отбора проб атмосферного воздуха для промышленной площадки (план-график производственного контроля качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ и жилой зоны не согласован в установленном порядке), что является нарушением п. 5.3. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест».

Не обеспечено проведение лабораторных исследований загрязнений атмосферного воздуха в зоне влияния промышленной, что является нарушением п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест».

Не установлен размер санитарно-защитной зоны промышленной площадки, что является нарушением п. 4.1., 4.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

- Не проведён производственный контроль посредством лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с осуществляемой деятельностью, что является нарушением п. 1.5, п.2.1, п.2.4 «б» СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В не организовано проведение обязательного периодического медицинского осмотра работников, занятых на работах с вредными условиями труда (п. 1.1.2 «Канцерогены» Приложения №1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 №302 н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, что является нарушением п.3.9 СанПиН 1.2.2353‑08.

Уровни шума от работы предприятия на территории жилой застройки, превысили предельно допустимые уровни для дневного времени суток, что является нарушением п. 6.3, табл.3, пп 9, примечание 4 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

Не соответствие параметров физических факторов (шум, вибрация, освещенность) рабочей среды санитарным нормам (нарушение таблицы 2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», п. 2.1, п. 2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п. 6.3 таб. 6 СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация. Вибрация в помещениях жилых и общественных зданий», п. 4.2 таб. 1 СП 52.13330.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение» СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»).

Отсутствие производственного контроля за условиями труда работников промпредприятий, за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния промпредприятий посредством проведения лабораторно-инструментальных исследований аккредитованной в установленном порядке лабораторией (нарушение ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 №52 – ФЗ, п.2.1, 2.5, 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).

Не установлены предельно-допустимые выбросы для промышленной площадки

Соблюдать требования санитарного законодательства, своевременно организовывать прохождение медицинских осмотров сотрудников, осуществлять производственный контроль факторов окружающей и производственной среды.

6

В медицинских учреждениях:

Организовано оказание населению платных медицинских услуг при отсутствии установленной информации об исполнителе, а так же иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, что является нарушением ст. 8, ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», пп. в), д), з) п. 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 0410.2012 №1006.

Не организовано и не обеспечено проведение обеззараживания медицинских отходов класса Б при использовании дезинфицирующих средств в соответствии с инструкциями по их применению, что является нарушением требований п.5.8. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».

Не обеспечена стерилизация изделий медицинского назначения, контактирующих с раневой поверхностью, кровью, которые в процессе эксплуатации соприкасаются со слизистой оболочкой и могут вызвать ее повреждение, что является нарушением требований п.2.15 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Не организовано и не обеспечено в помещении, требующем соблюдение особого режима и чистоты рук обслуживающего медицинского персонала (в стоматологическом кабинете, где проводятся медицинские манипуляции, стерилизация изделий медицинского назначения), а именно: умывальник в санузле для персонала не оборудован смеситель с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением, что является нарушением требований п.5.6 главы 1, п.1.2 главы 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Не организовано проведение систематически плановой профилактической дезинфекции – дератизации и дезинсекции, а именно: не представлены договоры, акты выполненных работ, акты и документы по учету численности грызунов и насекомых, обследования состояния объекта и другие документы, подтверждающие проведение данных видов работ, что является нарушением п. 8.1.1 главы 5, п. 11.23 главы 1, п. 1.1 главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.п. 3.1, 3.3, 3.5 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п.п. 5.1-5.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».

Отсутствуют инструктивно-методические документы в соответствии с осуществляемой деятельностью по эксплуатации источников ионизирующего излучения – рентгеностоматологических аппаратов: МР 11-2/4-09 от 06.02.2004 «Защита населения при назначении и проведении рентгенодиагностических исследований», МУ от 12.12.2007 №0100/12883-07-34 «Определение радиационного выхода рентгеновских излучателей медицинских рентгенодиагностических аппаратов»; контроль их наличия не организован, что является нарушением п.3.31 СанПиН 2.6.1.1192-03, п/п а) п. 2.4 СП 1.1.1058-01, ст. 11, ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Не обеспечено ведение учета стерилизации изделий медицинского назначения в журнале по учетной статистической форме, что является нарушением требований п.п. 2.34, 2.35. главы 2, п. 8.3.27. главы 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».

Не организовано и не обеспечено наличие резервное водонагревательное устройство действующем учреждении на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения, что является нарушением требований п. 5.4 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Удаление воздуха из операционной осуществляется только из верхней зоны, что является нарушением п.6.13. гл. 1 раздела 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», ст. 11, ч. 1, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Не организовано и не обеспечено проведение иммунизации против гриппа в сроки, регламентированные приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 №125 н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям», что является нарушением требований п. 18.8., п. 18.9. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Не организовано и не обеспечено наличие 2-х комплектов экспресс-тестов на ВИЧ, вирусные гепатиты B и C для обследования лица, которое может являться потенциальным источником инфекции, и контактировавшего лица после возникновения аварийной ситуации, что является нарушением требований п. 8.3.3.2 СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции», ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В прививочном кабинете в оборудовании «холодовой цепи» (холодильнике) осуществляется совместное хранение на нижней полке иммунобиологических лекарственных препаратов (вакцины «Рудивакс») и других лекарственных препаратов (адреналин и раствор хлоргексидина), что является нарушением п. 4.4. и п. 8.12.1. СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов», ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Не обеспечено проведение контроля качества предстерилизационной очистки с регистрацией контроля в журнале, что является нарушением требованием п.2.14. главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Не организовано и не обеспечено устранение текущих дефектов отделки в помещении медицинской организации, что является нарушением требований п. 11.14. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

- Соблюдать требования СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и иные санитарные правила по профилактике и предупреждению инфекционных заболеваний,

- соблюдать сроки прохождения медицинских осмотров сотрудников,

- соблюдать режимы дезинфекции, стерилизации и текущей уборки в соответствии с нормативными документами и инструкциями к дезинфицирующим средствам,

- выполнять производственный контроль своевременно и в полном объеме, в соответствии с рабочей программой,

- соблюдать условия хранения иммунобиологических лекарственных препаратов (температурный режим и его контроль),

- соблюдать сроки вакцинации населения в целом и сотрудников подведомственных учреждений в рамках национального календаря профилактических прививок.

7

В организациях, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги:

Контейнерные площадки не имеют водонепроницаемого покрытия, не ограничены бордюром. Расстояние от контейнеров до жилых зданий менее 20 м (нарушение п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10).

Допущено захламление, загрязнение и затопление подвалов (нарушение п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».

Наличие грызунов, насекомых в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов (нарушение п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10, п.3.7, 3.8 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»).

Превышение уровней звука в жилой комнате квартиры в ночное время суток от системы отопления жилого дома (раздел 6, приложение 3 СанПиН 2.1.2.2645-10).

Не установлены над каждым основным входом в жилой дом светильники, обеспечивающие на площадке входа нормативный уровень освещенности. (нарушение п. 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее – СанПиН 2.1.2.2645-10 ).

Осуществлять оказание коммунальных услуг в соответствии с нормативными документами и заключенными договорами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты судебного оспаривания решений

Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия

и его должностных лиц за 4 квартал 2017 года.

         

За 4 квартал 2017 года в судах обжаловано 4 постановления по делу об административном правонарушении, из них оставлено без изменения – 3 постановления, изменено в части – 1 постановление.

 

          1. ИП Козин А.Я. обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия  № 740 от 23.10.2017г. о привлечении к административной ответственности по статье 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.

          В отношении ИП Козина А.Я. была проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.09.2017г. № 843 «О выявлении и пресечении незаконного ввоза, производства и оборота на территории Российской Федерации легкой промышленности, в том числе контрафактной», изданного в целях реализации поручений Президента Российской Федерации от 08.09.2017 г. № Пр – 1776. по вопросам соблюдения требований законодательства Рос­сийской Федерации, регулирующего ввоз, производство и оборот продукции легкой промыш­ленности в магазине «LEO VENTONI», расположенного по адресу:  г. Саранск, ул. Волгоградская, д.71 (ТРЦ «Сити парк»).

              В ходе проверки установлено, что ИП Козин А.Я, при реализации товаров легкой промышленности допустил нарушения требований п. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 4 ст. 7, ст.ст. 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Пра­вительства РФ от 19.01.1998г. №55 в части осуществления продажи чемоданов, сумок для женщин и мужчин сумок, кошельков, шапок для женщин без указания в товарно-сопроводительной документации (товарной накладной) сведений об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (о декларации соответствия - регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), тогда как, продавец обязан по первому требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара све­дения об обязательном подтверждении соответствия.

 Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продо­вольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных ви­дов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. №55.

Соблюдение указанных Правил является обязательным для продавца - организации неза­висимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осу­ществляющих продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров установлено, что при продаже то­варов продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязатель­ном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техниче­ском регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указани­ем его места нахождения (адреса) и телефона.

    Таким образом, в действиях ИП Козина А.Ф. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            ИП Козин А.Я. в своем исковом заявлении вину не признал, просил суд о  замене административного штрафа на предупреждение ссылаясь на имеющийся у него статус субъекта малого и среднего предпринимательства, а также на положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

    Решением суда ИП Козину А.Ф. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления отказано.

                

          2. ИП Козин А.Я. обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия  № 741 от 23.10.2017г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.

В отношении ИП Козина А.Я. была проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.09.2017г. № 843 «О выявлении и пресечении незаконного ввоза, производства и оборота на территории Российской Федерации легкой промышленности, в том числе контрафактной», изданного в целях реализации поручений Президента Российской Федерации от 08.09.2017г. № Пр - 1776, по вопросам соблюдения требований законодательства Рос­сийской Федерации, регулирующего ввоз, производство и оборот продукции легкой промыш­ленности в магазине «LEO VENTONI», расположенного по адресу: г. Саранск, ул. Волгоградская, д.71 (ТРЦ «Сити парк»).

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 9 Технического регламента Таможен­ного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (TP ТС 017/2011), утвержден­ного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 876, ст.ст. 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав по­требителей»), п.п. 11, 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 в части осуществления продажи чемоданов в ассортименте и сумок дорожных без указания в маркировке (товарном ярлыке, прикрепленном к изделию) кото­рых до сведения потребителей не доведена информация о наименовании изготовителя, или про­давца или уполномоченного изготовителем лица, юридическом адресе изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица, дате изготовления (при этом какие-либо листы-вкладыши на вышеназванный товар отсутствуют), что является нарушением требований техни­ческого регламента.

Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Информация о продавце, товарах и их изготовителях до­водится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Фе­дерации.

             Согласно ч. 1 ст. 9 Технического регламента TP ТС 017/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. При этом маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак

обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).

           

 

            Таким образом, В действиях ИП Козина А.Я. содержится состав административного   правонарушения,   предусмотренного ч.1 .ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            ИП Козин А.Я. в своем исковом заявлении вину не признал. Просил суд о  замене административного штрафа на предупреждение ссылаясь на имеющийся у него статус субъекта малого и среднего предпринимательства, а также на положения статьи 4.1.1 КоАП РФ.

    Решением суда заявленные требования ИП Козина А.Я. удовлетворены частично,  административный штраф заменен на наказание в виде предупреждения.

         

          3. Управляющий магазином Приволжского филиала ООО «Остин» Муратов Д. Р. обратился в Октябрьский районный суд г. Саранска с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия  № 747 от 24.10.2017г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 10 000 рублей, а также просил применить статью 2.9 КоАП РФ.

            В отношении ООО «Остин» проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения Приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.09.2017г. № 843 «О выявлении и пресечении незаконного ввоза, производства и оборота на территории Российской Федерации легкой промышленности, в том числе контрафактной», изданного в целях реализации поручений Президента Российской Федерации от 08.09.2017г. № Пр - 1776, прове­дена внеплановая выездная проверка по вопросам соблюдения требований законодательства Рос­сийской Федерации, регулирующего ввоз, производство и оборот продукции легкой промыш­ленности в магазине ООО «Остин», расположенном по адресу: г. Саранск, ул. Гагарина, д. 99А, (ТК «Макс»).

В ходе проверки было установлено, что в торговом зале магазина была представлена для продажи неопределенному кругу покупателей продукция легкой промышленности - детская и женская одежда (первого, второго и третьего слоя) (джемпер для мальчика, брюки для мальчика, пальто женское), на которую отсутствовала маркировка, содержащая следующую информацию:

  •  наименование страны, где изготовлена продукция;

- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;

  •  наименование и вид (назначение) изделия;
  •  дата изготовления;
  •  единый знак обращения на рынке;
  •  срок службы продукции (при необходимости);
  •  гарантийный срок службы (при необходимости);

- товарный знак (при наличии);

для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать: вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия, отклонение фактического содержания сырья не должно превышать 5 процентов; модель; символы по уходу за изделием; инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости), что было не указанно для данных товаров, а также маркировка и информация не была представлена ни на русском языке, ни на государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю, что является нарушением требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» TP ТС 007/2011 и Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности» ТР ТС 017/2011.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях управляющего магазином Приволжского филиала ООО «Остин» Муратова Д,Р. содержится состав административного правонаруше­ния, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решением суда жалоба управляющего магазином Приволжского филиала ООО «Остин» Муратова Д.Р. оставлена без удовлетворения, постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

 

4. Санкт-Петербургское Государственное Унитарное  предприятие «Зоологический парк» обратилось с жалобой  в Ичалковский районный суд РМ на  Постановление Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия по делу об административном правонарушении, которым данное Предприятие было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 6.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.

Данное предприятие  считает постановление незаконным по тем основаниям, что оно вынесено по итогам санитарно-эпидемиологического расследования  и обследования, которое проводилось  в отношении ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного леса», на базе которого  размещался непередвижной палаточный лагерь Санкт-Петербургского Государственного Унитарного Предприятия «Зоопарк» (Кружок Юных Зоологов Ленинградского зоопарка). Документов, уведомляющих о том, что  в отношении СПбГУП «Зоопарк» проводились контрольно-надзорные мероприятия,  в адрес названного юридического лица не поступало. 

Нарушение Предприятия заключалось  в том, что в ходе проведения санитарно-эпидемиологического расследования и обследования непередвижного палаточного лагеря Санкт-Петербургского Государственного Унитарного Предприятия «Зоопарк» (Кружок Юных Зоологов Ленинградского зоопарка), являющегося  формой организации отдыха детей в природных условиях с использованием палаток, не соблюдались обязательные требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3048-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа", по размещению, устройству, организации работы детского лагеря палаточного типа Санкт-Петербургского Государственного Унитарного Предприятия «Зоопарк» (Кружок Юных Зоологов Ленинградского зоопарка).

 А именно,  на момент проверки, Предприятием  не представлены документы, подтверждающие уведомление органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о месте размещения лагеря, о сроках его открытия и заезда детей;  работники лагеря,  сопровождающие детей не имели личных медицинских книжек; в штате палаточного лагеря отсутствовал медицинский работник; на момент проверки не возможен был подъезд транспорта доступными средства передвижения; на момент проверки отсутствовали  знаки и ограждения по периметру лагеря; перед открытием непередвижного палаточного лагеря на его территории (согласно информации ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела», на территории которого функционировал лагерь) акарицидная обработка территории, а также  мероприятия по борьбе с грызунами - не проводились; в нарушение указанных СанПиН, для сбора мусора использовалась открытая земляная яма; отсутствовала информация о безопасности воды родника используемого для нужд лагеря;  на момент проверки, сточные воды от умывальников стекали по рельефу местности с уклоном к роднику; на момент проверки отсутствовал  рукомойник; столы, разделочные доски и ножи, не промаркированы; не соблюдаются условия хранения скоропортящихся продуктов; на момент проверки отсутствовали промаркированные ёмкости для проведения уборки; отсутствовало лицо, ответственное за питание; не соблюдались условия мытья кухонной (котлы, кастрюли, прочий инвентарь) и столовой посуды, а также условия хранения чистой посуды; ветошь, щетки для мытья посуды после использования не подвергались  дезинфекции, на момент проверки, отсутствовали документы на продовольственное сырьё и пищевые продукты, используемые для приготовления пищи; на момент проверки отсутствовали дезинфицирующие средства; на момент проверки  ямы туалетов дезинфицирующими средствами - не обработаны.

По результатам рассмотрения жалобы Ичалковским районным Судом Постановление о привлечении Санкт-Петербургского Государственного Унитарного  предприятия «Зоологический парк» по ч.1 статьи 6.7 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба  без удовлетворения, поскольку Суд посчитал установленным  факт совершения административного правонарушения  и достоверно подтвержденным материалами дела, действия  СПб ГУП «Зоопарк» правильно квалифицированными  по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.  

 

Разъяснения новых требований нормативных

правовых актов

 

Об изменениях в порядке рассмотрения обращений граждан .

Федеральным законом от 27 ноября 2017года №355-ФЗ внесены в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ следующие изменения.

 Согласно части 3 статьи 7 обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом №59-ФЗ. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

 Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет (часть 4 статьи 10 Закона).

Кроме того, в соответствии с дополнением статьи 11 Закона часть 4.1 ...в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

 

 О проверочных листах.

 

Приказом Роспотребнадзора от 14 августа 2017 г. № 688 утвержден следующий перечень типов производственных объектов в целях определения отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении с 1 октября 2017 г. плановых проверок которых Роспотребнадзором и его территориальными органами предусматривается использование проверочных листов (списков контрольных вопросов):

предприятия торговли (в том числе предприятия торговли, реализующие универсальный ассортимент продовольственных товаров, и предприятия торговли со специализированным ассортиментом продовольственных товаров: магазин, специализированный магазин, гастроном, супермаркет (универсам), дискаунтер, минимаркет, гипермаркет, киоск, торговый павильон);

предприятия (объекты) общественного питания (ресторан, кафе, бар, закусочная, столовая, в том числе столовые при предприятиях и учреждениях, комбинат общественного, в том- числе школьного питания, заготовочное предприятие питания, доготовочное предприятие питания, предприятия быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, вагон-ресторан, магазин (отдел) кулинарии);

парикмахерские, салоны красоты, солярии.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для указанных объектов разработаны Роспотребнадзором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)», утверждены приказом Роспотребнадзора от 18 сентября 2017 г. № 860.

 

Данный приказ вступил в силу 06 января 2018г.

 

Проверочный лист содержит исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке, соотнесенный с реквизитами нормативных правовых актов (с указанием их структурных единиц, в соответствии с которыми контролируются обязательные требования).

Таким образом, перечисленные в проверочном листе нормативные правовые акты определяют предмет плановой проверки (см. также перечень нормативных правовых актов, перечисленных в конце типовой формы проверочного листа, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 18 сентября 2017 г. № 860). В этой связи указанный перечень нормативных правовых актов необходимо также отразить в распоряжении о проведении проверки.

Соответственно в ходе проведения плановых проверок с использованием проверочных листов проверке подлежат вопросы, исключительно включенные в указанные проверочные листы. Данные требования на внеплановые проверки не распространяются.

 

Экстерриториальный принцип подачи уведомлений

 

Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1500 внесены изменения в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.

Согласно поправкам, с 1 января 2018 года (дата вступления изменений в силу) подать такое уведомление можно будет без привязки к месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг).

Уведомления представляются в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган непосредственно либо через МФЦ (при наличии соглашения о взаимодействии между уполномоченным органом и МФЦ). В настоящее время подать уведомление нужно по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг). Органы государственного контроля (надзора), в которые необходимо подавать уведомление в зависимости от вида выполняемых работ, оказываемых услуг, указаны в п.п. 3 - 5.8 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" .

Непредставление такого уведомления (в случае, когда его представление обязательно) является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.

 

Использование национальных платёжных документов

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 88-ФЗ внесены изменения в пункт 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе". Согласно внесённых изменений: "Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.

Если место оплаты товаров (работ, услуг) находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", продавец (исполнитель) освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов.

Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.".

 Данное положение вступило в силу 1 октября 2017года.