ДОКЛАД по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия за 1 полугодие 2017 года

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

по правоприменительной практике Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия

за 1 полугодие 2017 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017

 

 

 

 

 

Государственный контроль (надзор) - одна из основных функций государства, осуществляемая в целях контроля исполнения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.

Осуществление государственного контроля (надзора)  направлено на предупреждение нарушения прав, пресечение нарушений обязательных требований, наказание виновных лиц.

Одной из основных форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, под которыми понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям.

Контрольно-надзорная деятельность реализуется посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (плановые и внеплановые, выездные, документарные), испытаний и экспертиз, рассмотрения жалоб, заявлений, сообщений средств массовой информации и т.д.

 Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные отделы.

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется государственными гражданскими служащими Роспотребнадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 24.01.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

К полномочиям Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия  в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе относятся:

1) реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

3) осуществление мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности.

В рамках профилактики предупреждения нарушений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в сети «Интернет» в открытом доступе на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия (http://13.rospotrebnadzor.ru/) размещены перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 

 

 

Законодательство в области

федерального государственного контроля (надзора).

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 22.02.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) регулирует общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных властей.

Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) определены ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Полномочия федеральных контролирующих органов могут определяться как федеральными законами, так и актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

 

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 при проведении мероприятий по контролю

 

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Важным средством защиты прав проверяемых является предусмотренное право на возмещение вреда, возникающего вследствие действий (бездействий) должностных лиц контролирующих органов при проведении контроля.

Вред подлежит возмещению, если он причинен в результате неправомерных действий (бездействий), признанных таковыми в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Возмещение вреда осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

 

Сроки и частота проведения проверок

Ограничения сроков проведения проверок закреплены в ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий (объединенный) срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Необходимо обратить внимание, что данные специальные ограничения времени проверки субъекта малого предпринимательства действуют только в отношении плановых выездных проверок. То есть при проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней).

При выездной проверке субъекта малого предпринимательства, микропредприятия в акте проверки необходимо указывать даты, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки).

При расчете времени проведения проверки в отношении конкретного субъекта малого предпринимательства учитывается общее время проверок, проведенных в течение года в отношении данного субъекта малого предпринимательства всеми органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В целях соблюдения данного требования, на стадии планирования проверок органами контроля осуществляется согласование единых сроков проверок.

Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008   № 294-ФЗ) и превышение установленных сроков проведения проверок (в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008  № 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий;

в) до пятнадцати человек для микропредприятий.

В случае сомнений в правильности отнесения подлежащего проверке лица к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, во избежание нарушения прав и законных интересов проверяемого лица,  Роспотребнадзором осуществляются сверки с территориальными органами ФНС России, территориальными органами Росстата, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации с целью уточнения необходимых сведений.

Срок проведения каждой из предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Продление срока выездной плановой проверки допускается в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированного предложения должностных лиц, проводящих плановую проверку.

Исключительными случаями, которые могут служить основанием для продления проверки, в частности, являются случаи, связанные с необходимостью проведения:

- экспертиз, обследований, исследований, испытаний;

- токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;

- товарных экспертиз (экспертиз качества продукции).

Срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен  не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий-не более чем на 50 часов, микропредприятий - не более чем на 15 часов.

О продлении срока проведения выездной проверки выносится распоряжение (приказ), в котором указываются следующие данные:

1) наименование органа Роспотребнадзора, проводящего проверку;

2) наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых срок проведения проверки продлен;

3) основание продления срока проведения проверки;

4) количество рабочих дней (либо количество часов для субъектов малого предпринимательства), на которое проверка продляется, а также дата окончания срока продления проверки.

Заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о продлении срока проверки вручается под роспись должностными лицами проводящими проверку, руководителю, иному уполномоченному представителю юридического лица или индивидуального предпринимателя.

 

Документы, подтверждающие право на проведение проверки

 Цели, задачи, предмет проверки, правовые основания ее проведения, а также перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, определяются исходя из тех фактов, которые послужили основанием для проведения проверки.

Распоряжение (приказ) о проведении проверки, о продлении срока проведения проверки или о прекращении проверки вправе подписывать:

- руководитель Управления Роспотребнадзора по Респулублике Мордовия или его заместитель;

- начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Респулублике Мордовия или его заместитель.

Проведение проверки без распоряжения о ее проведении относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008   № 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

 В распоряжении о проведении проверки указываются:

1) наименование органа Роспотребнадзора;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц Роспотребнадзора, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования в сфере здравоохранения;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Указанные выше сведения (информация) в распоряжении о проведении проверки являются обязательными.

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении о проведении проверки.

Привлечение к участию в проверке представителей аккредитованных экспертных организаций или аккредитованных экспертов организуется в случаях необходимости проведения экспертиз, исследований, испытаний, измерений и т.п.

Привлекаемые эксперты, экспертные организации должны быть аккредитованы в соответствии с порядком, регламентированным Правилами аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.

С 1 января 2011 года привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке экспертов и экспертных организаций относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Федерального закона  от 26.12.2008 № 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Роспотребнадзор не вправе привлекать к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов и экспертные организации, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым лицом, а также являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

С 1 января 2011 года участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводятся проверки, относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008  № 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Следует обратить внимание на следующие моменты:

1) Указанный в ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ запрет относится только к случаям привлечения экспертов, экспертных организаций к проведению выездной проверки, то есть данные ограничения, например, не распространяются:

- на административные расследования (в том числе при проведении экспертиз, расследований, исследований, испытаний и т.п.), регламентированные нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- на документарные проверки;

- на обстоятельства, когда не требуется взаимодействия органов Роспотребнадзора и проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации, и исполнению требований органов Роспотребнадзора.

2) Рассматриваемый запрет распространяется только на случаи наличия действующих на период выездной проверки гражданско-правовых и трудовых правоотношений между экспертом, экспертной организацией и проверяемым лицом.

Соответственно, если до даты начала проверки указанные правоотношения существовали, но были прекращены в установленном действующим законодательством порядке, то привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению выездной проверки не является нарушением рассматриваемого запрета.

При этом не следует забывать, что ограничения по аффилированности указанных лиц продолжают действовать.

 

Ограничения, накладываемые на контрольно-надзорные

органы при проведении проверок

 

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

1.1) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;

1.2) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

9) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

 

Оформление результатов проверки

 

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

Нарушение требований к представлению акта проверки относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20  Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностные лица, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан или такой вред причинен, Роспотребнадзор обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП Российской Федерации, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

При выявлении нарушений лицензионных требований, обязательных требований по осуществлению деятельности составляется протокол об административном правонарушении.

При выявлении признаков уголовных преступлений информация об этом и подтверждающие материалы должны быть незамедлительно направлены в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел в порядке требований Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Ответственность контрольно-надзорных

 органов и их должностных лиц

Должностные лица, в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействий), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия осуществляет контроль за исполнением должностными лицами требований по проведению контрольных (надзорных) мероприятий, проводит соответствующие служебные расследования и принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении таких должностных лиц.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований  и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 

Процедура проведения мероприятий

по контролю (надзору)

В соответствии с положениями ст. 9 и 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере обеспечения санэпидблагополучия и защиты прав потребителей.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований нормативных актов в сфере в сфере обеспечения санэпидблагополцчия и защиты прав потребителей, выполнение предписаний, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определены предмет и порядок осуществления документарных и выездных проверок.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия в целях снижения административных барьеров для хозяйствующих субъектов проводится комплекс организационных и практических мероприятий. Результатами деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия по снижению административной нагрузки на бизнес явилось:

- Реализация принципов риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности, использование методов оценки рисков здоровью;

- Категорирование объектов надзора в зависимости от степени угрозы и риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу потребителей. Наличие у хозяйствующего субъекта возможности понижения категории риска объекта;

- Внедрение изменений Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ:

* предварительная проверка

* предостережение

* претензионный порядок подачи обращений в сфере защиты прав потребителей

- Увеличение удельного веса предупреждений в связи с применениями ст.4.1.1 КоАП РФ «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением»;

Возможность применения по отдельным статьям КоАП РФ санкции «ниже низшего»;

- Перевод государственных услуг в электронный вид;

- Повышение доступности получения государственных услуг;

  • Упрощение процедуры начала осуществления предпринимательской деятельности;

- Сокращение объёма разрешительных документов;

- Сокращение сроков проведения процедур государственной регистрации продукции (с 30 до 7 дней);

- Взаимодействие с МФЦ (возможность получения всего спектра государственных услуг посредством обращения ЮЛ, ИП в МФЦ);

- Получение информации через СМЭВ (информация не запрашивается у ЮЛ, ИП);

  • Уменьшение количества плановых проверок;

         Всего с 2009 года Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия было зарегистрировано 1235 уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Через портал государственных услуг были рассмотрены и зарегистрированы 20 заявок на регистрацию уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности. Реализуются мероприятия по приему уведомлений через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг.

 

Итоги надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия за 1 полугодие 2017 года

Управлением в 1 полугодии 2017 года продолжена работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности как одного из механизмов достижения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей на территории республики.

За 1 полугодие 2017 года проведено 942 проверки, что несколько выше уровня аналогичного периода прошлого года  (2016 год-888 проверок). 

При этом в общей структуре проведенных проверок 32% составляют плановые контрольно-надзорные мероприятия и 68% составляют внеплановые контрольно-надзорные мероприятия.

По результатам проведения 942 проверок, 64% хозяйствующих субъектов осуществляют деятельность с нарушением законодательства. Среднее количество нарушений, выявленных в ходе проверок составило 4 (2016 год-4,7 нарушений).

За 1 полугодие 2017 года проведено 641 внеплановая проверка (2016 год-584). Основанием для проведения мероприятий по контролю явилось:

- проверка ранее выданного предписания 115 проверки (18% от общего количества внеплановых проверок, 2016 год-18,1%);

- возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан – 1 проверка (0,2% проверок от общего количества внеплановых проверок, 2016 год-0,3%);

- причинение вреда жизни и здоровью граждан – 0 проверок (0% от общего количества внеплановых проверок, 2016 год -0%);

- нарушения прав потребителей – 55 проверок (8,6% проверок от общего количества внеплановых проверок, 2016 год-28,8%);

- приказы руководителя изданные в соответствии с поручениями Правительства РФ – 470 (73,3% проверок общего количества внеплановых проверок, 2016 год-52,8%);

- приказы руководителя изданные в соответствии с требованиями прокуратуры – 0 (0% от общего количества внеплановых проверок, 2016 год – 0%).

По-прежнему наибольшее количество проверок проводится на основании приказа руководителя изданного в соответствии с поручением Правительства РФ и с целью проверки предписания должностного лица об устранении выявленных нарушений.

 

О реализации риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности

Вступившим в силу в августе 2016г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включен в перечень государственного контроля (надзора), который осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности предусматривает присвоение каждому объекту, находящемуся на контроле, одного из 6 классов опасности (от чрезвычайно высокого риска до низкого риска) в зависимости от вида деятельности, объемов выпускаемой продукции, количества находящегося под воздействием населения, числа работающих на предприятии, добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части соблюдения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации и других параметров.

От присвоенного класса зависит кратность проведения плановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов.

Так объекты, относящиеся к категории чрезвычайно высокого риска (1 класс) подлежат плановому контролю 1 раз в календарном году, а в отношении объектов низкого риска (6 класс) плановые проверки не проводятся.

Кроме того, в соответствии со ст. 26.1 ФЗ-294, если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

При подготовке плана плановых проверок на 2017 год учитывались подходы к классификации объектов по 6 категориям риска.

Субъекты государственного надзора отнесены к категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  и (или) используемых ими производственных объектов, утверждёнными постановлением № 806 от 17.08.2016 года. Всего на учете в Управлении состоит 5274 субъекта. Распределение субъектов по классам риска составило: 1 класс - 1,61 %, 2 класс – 4,66%, 3 класс – 14,88%, 4 класс – 34,83%, 5 класс – 19,04 %, 6 класс – 24,98%.

Распределение объектов по классам риска осуществляется на основании реестра подконтрольных объектов, содержащего информацию об объекте, его влиянии на население и среду обитания, результатах надзора.

Информация об объектах надзора, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, размещена на сайте Управления в сети Интернет, что даёт возможность хозяйствующим субъектам знакомиться с ней и ходатайствовать об изменении класса риска в случае необходимости.

План на 2017 год содержит проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность:

76,4% - в сфере образования,

6,1% - в сфере здравоохранения,

6,3% - в сфере промышленного производства,

3,5% -  в сфере коммунального и бытового обслуживания,

4,5% - иные сферы деятельности,

2,2% - в сфере производства пищевых продуктов,

0,6% - в сфере оборота пищевой продукции,

 по 0,2% -  в сельском хозяйстве, в сфере транспорта.

Управлением за последние 5 лет в целях реализации принципов снижения административного давления на бизнес количество плановых проверок сокращено в 3 раза (в 2012 году - 1364 плановых проверки).

За 1 полугодие 2017 года проведена 301 плановая проверка, что практически на уровне предыдущего года. По итогам 94,7% всех плановых проверок выявлены правонарушения. Все плановые проверки проведены с применением лабораторно-инструментальных исследований.

 

Типовые и массовые нарушения обязательных требований,

выявляемые при проверках, проводимых сотрудниками

Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия

 

№ п/п

Нарушения обязательных требований

Возможные мероприятия по

Устранению нарушений обязательных требований

Производство и реализация пищевых продуктов

 

В магазине осуществляется реализация продукции с отсутствием марки­ровки на потребительской и транспортной таре с полной и достоверной информацией о товаре (наименование, вес (объем), дата изготовления, срок годности, условия хранения, пищевая цен­ность, обозначение документа в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифициро­ван продукт, о наименовании изготовителя и его местонахождении), что является нарушением п.1. ч.4.1.ст.4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881, п.2. ст.3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000г №29-ФЗ. ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1998г №2300-1; п.11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01,1998г  № 55.

Соблюдать требования норматив-ных доку-ментов при маркировке продукции

 

В магазине осуществляется реализация продукции с истекшим сроком годности, что является нарушением обяза­тельных требований п. 12 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (TP ТС 034/2013), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N68; п. 2 ст.3, п. 4 ст. 20 Закона «О качестве и безопасности пи­щевых продуктов» от 02.01.2000г №29-ФЗ; п.п.1,2 ст.4, п.п.4,5 ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1998г№2300-1); п.24 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Прави­тельства РФ от 19.01.1998г №55.

Строго соблюдать сроки реализации пищевой продукции

 

В магазине осуществляется реализация масла сливочного без указания в товарной накладной сведений о декларации соответствия, что является нарушением п.12, 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N55, п.2 ст.28 Федерального закона от 27.12.2002г. N184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. ст.7,10 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

Строго соблюдать правила продажи пищевой продукции

 

На складе готовой продукции  предприятия по изготовлению хлебобулочных и кондитерских изделий хранятся торты со сливками без маркировочных ярлыков с необходимой и достоверной информацией о товаре и его изготовителе, что является нарушением обязательных требований п. 1 ч. 4.1  ст.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ст.39 глава 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», п. 2 ст.3 Закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000г №29-ФЗ; ст.ст. 8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1998г№2300-1.

Строго соблюдать требования к маркировке пищевой продукции

 

В магазине осуществляется реализация кондитерских изделий, расфасованных в магазине, без маркировочных ярлыков с необходимой и достоверной информацией о товаре и его изготовителе, что является нарушением обязательных требований п. 1 ч. 4.1  ст.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ст.39 глава 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», п. 2 ст.3 Закона «О качестве и безопасности пи¬щевых продуктов» от 02.01.2000г №29-ФЗ; ст.ст. 8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1998г№2300-1.

Строго соблюдать требования к маркировке пищевой продукции

 

В магазине осуществляется продажа сигарет с поддельными специальными марками, что является нарушением п.п. 2,3,4,5 ст.4 Федерального закона от 22.12.2008г. № 268 «Технический регламент на табачную продукцию».

Строго со-блюдать тре-бования Фе-дерального закона от 22.12.2008 г. №268 «Тех-нический регламент на табачную продукцию»

 

В ходе проведения не представлены товарно-транспортные накладные  и документы, подтверждающие  качество и безопасность масла сливочного, взятого для лабораторного исследования на санитарно-химические показатели, что является нарушением ч.3 ст.5 Технического регламента  ТС «О безопасности пищевой продукции», Технического регламента ТС  «О безопасности молока и молочной продукции».

Строго со-блюдать тре-бования Тех-нического регламента «О безопас-ности пи-щевой про-дукции», Техническо-го регламен-та «О безо-пасности мо-лока и мо-лочной продукции»

Предприятия общественного питания

 

Выработка блюд, не соответствующих СанПиН по микробиологическим показателям

Строго соблюдать технологию приготовления блюд

 

Отсутствие производственного контроля

Разработать и утвердить программу производственного контроля. Заключить договор на проведение лабораторных исследований с аккредитованной организацией

 

Отсутствие условий для соблюдения персоналом правил личной гигиены

Установить раковины для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды во всех производственных помещениях, туалете для персонала

 

Отсутствие специальной маркировки разделочного инвентаря

Провести маркировку разделочного инвентаря

 

Проведение уборки помещений без дезинфицирующих средств

Уборку помещений проводить с использованием дезинфицирующих средств

 

Нарушение требований к мытью столовой посуды, отсутствие душевой сетки на гибком шланге для ополаскивания посуды

Строгое соблюдение требований санитарных правил к мытью столовой посуды

 

Отсутствие инструкции по эксплуатации посудомоечных машин

Иметь инструкцию по эксплуатации посудомоечной машины в моечном отделении

 

Отсутствие бактерицидных ламп в цехах приготовления холодных блюд

Установка бактерицидных ламп в цехах приготовления холодных блюд

 

Не проведение дезинфекции столовой посуды и приборов в конце рабочего дня

Проводить дезинфекцию столовой посуды и приборов в конце рабочего дня

 

Неправильное хранение столовых приборов

Хранение столовых приборов в соответствии с требованиями санитарных правил

 

Отсутствие условий для мытья оборудования и оборотной тары

Установка моечных ванн для мытья оборудования и оборотной тары

 

Неэффективная работа холодильного оборудования

Контроль за работой холодильного оборудования. Обеспечение холодильного оборудования термометрами. Своевременный ремонт холодильного оборудования

Промышленные предприятия

 

Недостаточная искусствен-ная освещённость производ-ственных и бытовых помещений

Установка достаточного количества светильников, своевременная замены перегоревших светильников

 

Не использование рабочими средств индивидуальной защиты.

Использование не сертифи-цированных средств защиты

Использование не сертифицированных средств защиты. Обеспечение рабочих индивидуальными средствами защиты в достаточном количестве. Контроль за применением рабочими индивидуаль-ных средств защиты

 

Превышение ПДК пыли в воздухе рабочей зоны

Обеспечение эффективной работы вытяжной вентиляции. Проведение влажной уборки помещений

 

Низкое качество уборки производственных и бытовых помещений

Соблюдение требований к уборке помещений. Контроль за работой технического персонала

 

Повышенный уровень вибрации на рабочих местах

Модернизация технологического оборудования

 

Неэффективная работа вытяжной вентиляции

Контроль за работой вытяжной вентиляции, обеспечение эффективной работы вентиляции

 

Отсутствие местной вытяжной вентиляции в сварочных кабинах

Оборудование сварочных кабин местной вытяжной вентиляции

 

Отсутствие аптечек первой медицинской помощи в производственных помещениях

Обеспечение производственных помещений аптечками первой медицинской помощи

 

Отсутствие знаков о запрете курения

Размещение на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях знаков о запрете курения

 

Загромождение производственных помещений

Выделение складских помещений для хранения заготовок, сырья и готовой продукции

 

Отсутствие защитного по-крытия стен в производ-ственных помещениях

Отделка производственных помещений в соответствии с требованиями

 

Отсутствие защиты (экра-нов) от лучистой энергии в производственных помещениях

Оборудование рабочих мест с повышенным выделение лучистой энергии защитными экранами

 

Повышенный уровень шума на рабочих местах

Модернизация технологического обо-рудования. Использование рабочими средств индивидуальной защиты

 

Отсутствие ЗСО водоисточников

Разработка проектов ЗСО. Оборудование ЗСО в соответствии с требованиями санитарных правил

ГУКи

 

Наличие шума и вибрации от элеваторных узлов в жилых помещениях

Наладка отопительного оборудования

 

Наличие комаров, блох, грызунов в подвальных помещениях жилых домов

Обработка подвальных помещений

 

Подача в жилые помещения водопроводной воды ненадлежащего качества (ржавая)

Решение вопроса по обес-печению жилых помещений водой надлежащего качества

 

Низкая температура теплоносителя, низкая температура воздуха в квартирах

Регулировка работы отопительной системы

Торговля непищевой продукцией

 

Реализация стеклоомывающей жидкости без документов, подтверждающих её безопасность

Реализация продукции с документами, подтверждаю-щими её безопасность

 

Не проведение экспертизы качества товара по требованию потребителя в установленный законом срок

Исполнение требований потребителей в соответствии с положениями нормативных документов

           

 

Реализация мер административного воздействия в деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия за  1 полугодие 2017 года.

За нарушения законодательства в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения в 1 полугодии 2017г. должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия  составлен  1161 протокол об административных правонарушениях, что на 24 % меньше, чем в 1 полугодии 2016г. 

В 1 полугодии 2017г. общее количество вынесенных постановлений о назначении наказания составило 1109, на общую сумму  5 млн. 321 тыс.руб., что меньше по количеству на  27% и по сумме на 24% по сравнению с показателями 1 пол. 2016г. (1515 постановление, на общую сумму 6 млн 970 тыс.руб.). 

Применено 47  составов административных правонарушений КоАП РФ из 94, по которым Роспотребнадзор уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях. Прослеживается снижение применения составов КоАП РФ на  11%, что объясняется уменьшением перечня проверяемых видов деятельности, связанным с введёнными на законодательном уровне ограничениями.

Поступило протоколов, постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях из других органов (МВД, прокуратуры) –124  (т.е. 11 % от общего количества протоколов), что на 44% меньше, чем в 1 пол. 2016г. Для устранения недостатков материалы не возвращались.

Наиболее часто применялась ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения) –  составлено 159 протоколов, т.е 14 % от общего числа составленных протоколов.

           Доля остальных статей КоАП РФ, которые применялись специалистами Управления, составляет до  10%.

         Количество административных наказаний в виде предупреждения  увеличилось и составило 23 (т.е. 2% от общего количества вынесенных наказаний).

По результатам проверок за исполнением Федерального закона  "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23.02.2013г. №15-ФЗ  составлено 55 протоколов (т.е 5%) за: нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах; нарушение запрета курения табака на детских площадках; несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями; не соблюдение требований к оснащению и  выделению специальных мест на открытом воздухе для курения табака  либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака; не соблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания  и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения. За нарушение данного закона наложено 55 административных штрафов и 10 штрафов в отношении юридических лиц. Наблюдается снижение на 18 % количества протоколов за нарушение субъектами проверок за исполнением Федерального закона  "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

 

Одной из основных задач Управления является исполнение полномочий по фактам выявленных нарушений законодательства о техническом регулировании с возбуждением дел об административных правонарушениях в соответствии с требованиями КоАП РФ. Из 94 составов административных правонарушений более 10 (ст.ст. 14.43, 14.44, 14.45, 14.46, 19.33) составов административных правонарушений связаны с нарушением в области технического регулирования. В Управлении задействовано 5 составов по нарушениям в области технического регулирования – ч.ч. 1, 2 ст.14.43, ч. 1  ст. 14.44, ст.ст.  14.45, ч. 1 ст. 14.46 КоАП РФ. Всего по данным статьям составлено –   134 протокола (т.е. 12%).

Технические регламенты позволяют осуществлять контроль за соответствием продукции на всех этапах: производства, поставки (включая оптовое звено), розничной продажи, что во многом обеспечивает возможность предупреждения поступления на потребительский рынок небезопасной продукции.

Ежегодно анализ субъектного состава лиц, привлеченных к административной ответственности (по протоколам, специалистов Управления) указывает на то, что значительное количество, подвергнутых административному наказанию в 1 полугодии 2017г. составляют физические лица (т.е. должностные лица и граждане) –  720 протоколов, т.е.  62 % от общего количества протоколов. Из них, преобладает количество составленных протоколов в отношении должностных лиц – 420 протоколов, что свидетельствует о наличии необходимого контроля со стороны специалистов Управления за должностными лицами, непосредственными исполнителями.

В 1 полугодии 2017года  количество протоколов об административных правонарушениях в отношении юридических лиц уменьшилось на 23% и составило  - 228 (т.е. 20 % от общего количества протоколов).

Уменьшилось на 40 % общее количество протоколов, составленных по результатам административных расследований проводимых в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ,  и составило  33 протокола. Протоколы составлены по  ст. ст. 6.3, 6.4,  6.5, 6.6, 8.2, ч.1 ст. 14.53 КоАП РФ.

Возбуждено 19  дел об административных правонарушениях, за совершение которых возможно наказание в виде административного приостановления деятельности с применением меры обеспечения в виде временного запрета (в связи с возникновением угрозы жизни и здоровью граждан на контролируемом объекте) на основании ст. ст. 3.12, 27.16 КоАП РФ. Объектами приостановления деятельности явились кафе, больницы, ФАП районной больницы,  пищеблоки, входной тамбур, мастерские трудового обучения, спортивные залы образовательных учреждений, теневой навес, летние веранды детских дошкольных учреждений, кальянная.

По данным делам судом вынесены 18 постановлений о назначении административного наказания в виде приостановления деятельности (т.е. 95% от направленных на приостановление дел) в отношении 14 юридических лиц и 4 индивидуальных предпринимателей.

Доля вынесенных постановлений судом о приостановлении деятельности от общего количества наказаний составила 2%.

По другим статьям КоАП РФ – 46 составам административных правонарушений, подведомственным для рассмотрения в судах, Управлением направлено 180 протоколов об административных правонарушениях.

68, 3% составляют дела, по которым судами принято решение о назначении административного наказания. Остальные административные материалы в судах в стадии рассмотрения.

По  6 административным материалам судами применено наказание в виде конфискации предметов административных правонарушений (ч. 2 ст. 14.1., ст. 14.2, ч.2 ст. 14.43, ч.ч. 2 4 ст. 15.12 КоАП РФ). Мера административного наказания в виде конфискации применена по протоколам об административных правонарушениях, составленных по результатам проверок, основаниями которых явились приказы Роспотребнадзора, изданные во исполнении поручений Правительства Российской Федерации.

Направлено в суд 13 исковых заявлений в защиту интересов неопределенного круга лиц. Иски поданы по несоответствию: качества воды обязательным требованиям - санитарно-химическим показателям (превышение: сухого остатка в воде, жесткости, железа), температурного режима воды обязательным требованиям; о реализации продовольственных  товаров без сопроводительных документов, с истёкшим сроком годности; о признании информации, запрещённой к распространению в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. 9 исков из них удовлетворены остальные в стадии рассмотрения.

Подано  8 исковых заявлений о понуждении исполнить предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль надзор, «об устранении выявленных нарушений». Судами требования удовлетворены.   

    По Управлению Роспотребнадзора по Республике Мордовия удельный вес взысканных административных штрафов (по количеству исполненных постановлений) за указанный период составляет - 86 %  на общую сумму 4 590, 0   тыс. руб.

  В суд  переданы 2 административных материала по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа в добровольном порядке в установленный срок.

  Уменьшилось на 52% количество обжалуемых постановлений по делам об административных правонарушениях и составило 12 административных дел. Отменены судами 2 (17%) постановления по делам об административных правонарушениях, 3 изменены в части,  7 (58, 4%) оставлены без изменения.

 

 

Обзор обжалованных постановлений

по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, за  2 квартал 2017г.

Во втором квартале 2017 года было обжаловано 7  постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия.

1. Арбитражным судом Республики Мордовия отказано индивидуальному предпринимателю ФИО в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах от 03.02.2017 №0079 о привлечении ИП ФИО к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 рублей. ИП ФИО был привлечен  к административной ответственности за реализацию несоответствующей Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям  незамерзающей жидкости стеклоомывающей «Алтын» с содержанием метилового спирта, превышающим норматив.

2. Арбитражным судом Республики Мордовия  по заявлению ОАО "Завод маслодельный "Атяшевский" о признании незаконным  и отмене  постановления по делу об административном правонарушении от 16.03.2017 № 175 Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия о привлечении Открытого акционерного общества "Завод маслодельный "Атяшевский" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанное постановление изменено в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

ОАО "Завод маслодельный "Атяшевский" назначено наказание по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (штраф снижен).

Нарушение заключалось  в том, что в исследованном образце молока питьевого пастеризованного с массовой долей жира 2,5%, изготовитель ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский» по ГОСТ 31450-2013, отобранном на исследование при проведении  плановой выездной проверки  в отношении МАДОУ «Детский сад №42», в 0,01 г пробы молока выделены БГКП (Колиформы), что не соответствует требованиям Технического Регламента Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».

3. Арбитражным судом Республики Мордовия  заявление ООО «Распространения, обработки, сбора, печати» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия № 38 от 19.01.2017 о привлечении к административной ответственности ООО «Распространения, обработки, сбора, печати» по статье 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворено  частично. Данное Постановление  изменено Арбитражным судом Республики Мордовия в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

ООО «Распространения, обработки, сбора, печати» Республики Мордовия по статье 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначен административный штраф в размере 50 000 рублей. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.

ООО «Распространения, обработки, сбора, печати» было привлечено  к административной ответственности за  реализацию продукции парфюмерной жидкий лосьон «Вита-септ космо плюс» без указания в товарно-сопроводительной документации (накладных) на товар сведений об обязательном подтверждении соответствия товаров.

4. Арбитражным судом Республики Мордовия отказано индивидуальному предпринимателю ФИО в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия  от 22.12.2016 № 1125 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде штрафа  в размере 3000 рублей.

ИП ФИО был привлечен  к административной ответственности за реализацию продуктов питания с нарушением Технического регламента от 09.12.2011 № 880 «О безопасности пищевой продукции» (осуществлялась продажа продуктов  с истекшим сроком годности).

5. Арбитражным судом Республики Мордовия отказано индивидуальному предпринимателю ФИО в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия от 22.12.2016 № 1124 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа  в размере 2000 рублей. 

ИП ФИО был привлечен  к административной ответственности за реализацию продуктов питания без маркировочных ярлыков, без документов, подтверждающих качество и безопасность пищевых продуктов, их происхождение (сертификаты, декларации о соответствии, товарно-транспортные накладные).

6. В ходе обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях  2  постановления по ст. 14.2 КоАП РФ в отношении ООО «Садко» и индивидуального предпринимателя ФИО по реализации спиртосодержащей продукции (лосьона "Вита-септ космо плюс", Лосьона "Хлебный")  Арбитражным судом Республики Мордовия были отменены в связи с отсутствием состава административного правонарушения из-за  недостаточности доказательств  факта продажи данной продукции.  Акты о снятии  с реализации указанной спиртосодержащей продукции в ходе проверок индивидуальным предпринимателем ФИО и  представителем ООО «Садко» представлены не были. 

 

Разъяснения новых требований нормативных

правовых актов

1.    На основании Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в пункте 1.1,  статьи 15 «Ограничения при проведении проверки» Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" «При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:….

2.     слова  «и не соответствующих законодательству Российской Федерации» заменены словами «, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых  не предусмотрена законодательством Российской Федерации».

3.    Указанная замена слов в Законе исключает контролирующим органам самим давать оценку соответствует тот или иной нормативный документ законодательству РФ или не соответствует. Следовательно, контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может осуществляться только за исполнением ими требований тех нормативно-правовых актов,  обязательность применения которых  предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017г.

4.  Согласно Постановления Правительства РФ от 14 июня 2017 г. N 707 "О внесении изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре" Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" дополнено пунктом 27 следующего содержания:

"27. При проведении плановой проверки с 1 октября 2017 г. отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а с 1 июля 2018 г. всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федерального медико-биологического агентства используются проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов)".

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральному медико-биологическому агентству поручено в 2-месячный срок по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации определить перечень типов (отдельных характеристик) производственных объектов, категорий риска осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности и (или) используемых ими производственных объектов в целях определения отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении с 1 октября 2017 г. плановых проверок которых предусматривается использование проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" часть 4 статьи 24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении» дополнена словами "и муниципальных учреждений". Таким образом, в соответствии с ч. 4  ст. 24.5 КоАП РР Рррррнекаи тбдг н6к го8щку6 HФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Федеральный закон от 28.05.2017г. №100-ФЗ вступил в силу 9 июня 2017г.

Уважаемые посетители сайта, все вопросы по данному докладу можете направлять по электронной почте : оrgrpn@moris.ru

 

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.