Доклад Требования к заполнению справок о доходах

Выступление на коллегии

по профилактике коррупционных

проявлений 27.02.2013 года

Заполнение справок о доходах, имуществе

и обязательствах имущественного характера

Система декларирования доходов является одним из ключевых моментов борьбы с коррупцией. Основная цель этой работы – обеспечение прозрачности доходов государственных служащих и членов их семей.

Как показала практика, в том числе проверка прокуратуры РМ, государственные гражданские служащие Управления допускают большое количество ошибок при выполнении этой процедуры.

В декабре 2012 года до всех структурных подразделений было доведено письмо Роспотребнадзора О проблемных вопросах, возникающих при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» для изучения и использования госслужащими при заполнении таких справок. Сегодня мы вновь рассмотрим данный вопрос.

Кто обязан представлять сведения о доходах?

Обязанность представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера установлена ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 N273-Ф3 О противодействии коррупции.

Согласно ч.1 названной статьи такие сведения, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны направлять представителю нанимателя, лица, замещающие должности государственной службы, установленные Указом Президента РФ от 18.05.2009 N557 Кроме того, в соответствии с пп.а п.2 названного указа руководители федеральных государственных органов утвердили перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах. В частности, в Роспотребнадзоре это перечень, утверждённый приказом руководителя от 30.10.2009 № 670. Если говорить об уровне нашего Управления, в него включены должности от специалиста-эксперта и выше до руководителя Управления и отдельные должности категории обеспечивающие специалисты», замещение которых предполагает заключение договора о материальной ответственности.

Каков порядок представления сведений о доходах?

Частью2 ст.8 Федерального закона N273-Ф3 предусмотрено, что порядок представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Так, для государственных служащих данный порядок установлен ст.20 Федерального закона N79-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с требованиями ч.2 ст.8 Федерального закона N273-Ф3 был издан Указ Президента РФ от 18.05.2009 N559, которым утверждены:

- Положение о представлении федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

- форма справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего

- форма справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего.

Согласно п.7 Положения N559 сведения о доходах должны представляться в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом его руководителем.

В Роспотребнадзора этот порядок утверждён приказом от 17.03.2010 N96 (с изменениями от марта и сентября 2012 года).

Каков порядок заполнения справок?

Порядок заполнения справок одинаковый для справок как о доходах самого госслужащего, так и членов его семьи.

Как уже было отмечено, формы справок утверждены Указом N559. Каждая из этих справок содержит:

- раздел 1 Сведения о доходах

- раздел 2 Сведения об имуществе

- раздел 3 Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях

- раздел 4 Сведения о ценных бумагах

- раздел 5 Сведения об обязательствах имущественного характера.

Раздел 1 Сведения о доходах.Заполнение данного раздела предусматривает представление сведений о доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от источников в РФ, за пределами РФ, включая пособия, получаемые служащим на ребенка, алименты, пенсии и иные социальные выплаты, субсидии на приобретение жилого помещения, проценты на вклады.

Понятие доход применяется в том значении, в каком оно используется в гражданском, финансовом, налоговом и других отраслях законодательства. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с Налоговым кодексом (ст.41 НК РФ).

Указываются доходы (строки раздела 1):

1) по основному месту работы (общая сумма дохода, содержащаяся в справке 2-НДФЛ по месту службы)

2) от педагогической деятельности (общая сумма дохода, указанная в справке 2-НДФЛ по месту преподавания)

3) от научной деятельности (доходы, полученные по результатам заключенных договоров на выполнение НИОКР и оказание возмездных услуг в области интеллектуальной деятельности, от публикации статей, учебных пособий и монографий, использования авторских или иных смежных прав)

4) от иной творческой деятельности (доходы от создания литературных произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна, создания произведений скульптуры, аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов), музыкальных произведений и др.)

5) от вкладов в банках и иных кредитных организациях (доход от денежных средств в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемых служащим в целях хранения и получения дохода, от вклада в золото в банке)

6) от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, в том числе:

- дивиденды, полученные служащим - акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации

- проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ по денежным вкладам и долговым обязательствам

7) иные доходы:

- вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу

- пенсии, пособия (по временной нетрудоспособности , беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение), стипендии, единовременная субсидия на приобретение жилого помещения (указывается в том отчетном периоде, в котором денежные средства перечислены со счета 40302 на счет продавца) и иные аналогичные выплаты, полученные служащим

В соответствии с разъяснением, пособие по временной нетрудоспособности следует указывать в строке иные доходы». В предыдущие годы этот вид дохода входил в строку доход по основному месту работы», так как в справке 2-НДФЛ он включался в общую сумму дохода, хотя и обозначался отдельным кодом. Сумма пособия по временной нетрудоспособности указывается в справке 2-НДФЛ под кодом 2300. Следовательно, эта сумма должна быть указана в строке иные доходы». Соответственно, в строке доход по основному месту работы» указывается общая сумма дохода за вычетом суммы под кодом 2300 (пояснение отдела бух. учёта и отчётности).

- доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, которые расходуются служащим, являющимся опекуном и ли попечителем

- государственный сертификат на материнский (семейный) капитал

- социальные выплаты в денежной форме (замена скидок по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи), предоставляемые отдельным категориям граждан Сюда относятся льготы по оплате ЖКУ, предоставляемые ветеранам труда, инвалидам и другим категориям граждан (пояснение отдела бух. учёта и отчётности).

- денежные средства, выплаченные (перечисленные на счет) взамен выдачи полагающегося натурального довольствия (супруги-военные, судьи, прокуроры)

- страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ

- доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества

- доходы от реализации недвижимого и иного имущества, принадлежащего служащему, акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций

- доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети

- выплаты государственному служащему, являющемуся правопреемником умерших застрахованных лиц, в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Не подлежат указанию в разд. 1 справки следующие виды доходов:

- возмещенные суммы расходов, связанных со служебными командировками

- компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, в том числе предоставляемые лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (супруги-военные)

- суммы социального и имущественного налоговых вычетов, получаемые государственным служащим как налогоплательщиком.

Раздел 2 Сведения об имуществе.Порядок заполнения этого раздела зависит от вида имущества:

- в подразделе 2.1 Недвижимое имущество указываются все объекты недвижимости, принадлежащие государственному служащему на праве собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе РФ или каком государстве зарегистрированы (недвижимость, перешедшая по наследству и находящаяся в странах СНГ – бывших республиках Советского Союза – Беларусь, Украина, Казахстан)

- в подразделе 2.2 Транспортные средства отражаются сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности, а именно о легковых и грузовых автомобилях, автоприцепах, мототранспортных средствах, сельскохозяйственной технике, водном транспорте, воздушном транспорте и иных транспортных средствах, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе РФ или каком государстве зарегистрированы. Необходимо обращать внимание на точность указания марки транспортного средства. Наличие недостатков при заполнении данного раздела было выявлено прокуратурой РМ при проверке.

Также следует перечислить все транспортные средства, по которым зарегистрировано право собственности, включая находящиеся в угоне, полностью негодные к эксплуатации, снятые с регистрационного учета и т.д. Дата производства (выпуска) транспортного средства определяется по данным регистрационных документов (паспорта транспортного средства, свидетельства о его регистрации и т.п.) и идентификационному номеру (VIN).

Раздел 3 Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях.Информация, необходимая для заполнения данного раздела, содержится в договоре банковского вклада, который в соответствии с Гражданским кодексом должен быть заключен в письменной форме. Письменная форма указанного договора считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным (для физических лиц) или депозитным (для юридических лиц) сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Государственные служащие, являющиеся держателями зарплатных карт, указывают их в данном подразделе, отражая наименование и адрес банка или иной кредитной организации, вид и валюту счета, дату открытия счета, номер счета и остаток на карте по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Раздел 4 Сведения о ценных бумагах.Видами ценных бумаг являются облигации, банковские сберегательные сертификаты, векселя (простые и переводные), чеки, закладные, паи.

Государственный служащий может владеть ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), если это не приводит к конфликту интересов.

При принятии комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, руководителем государственного органа решения о необходимости передачи государственным служащим ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление передача указанных ценных бумаг производится в соответствии с ГК РФ на основании договора доверительного управления имуществом.

Раздел 5 Сведения об обязательствах имущественного характера.В подразделе5.1 Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании данного раздела указываются недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т.п.), находящееся во временном пользовании (не в собственности) служащего, а также основание для его использования (договор аренды, фактическое предоставление и др.). При этом указывается общая площадь объекта недвижимого имущества, находящегося в пользовании. Данный подраздел заполняется в обязательном порядке теми государственными служащими, которые по месту прохождения службы (например, в соответствующем субъекте РФ) имеют временную регистрацию. При этом подлежат указанию сведения:

- о жилой площади (дом, дача, квартира и т.д.), не принадлежащей служащему или членам его семьи на праве собственности или праве нанимателя, где он (они) фактически проживает (проживают) по состоянию на отчетную дату без заключения договора аренды, безвозмездного пользования или социального найма

- о квартирах, занимаемых по договорам аренды (найма, поднайма) жилого помещения

- о квартирах, занимаемых по договорам социального найма.

В подразделе 5.1 не указывается имущество, которое находится в собственности и отражено в подразд. 2.1 справки.

Сведения об объекте недвижимого имущества, находящемся в долевой собственности государственного служащего (1/2) и члена его семьи (1/2), отражаются в подразд. 2.1 Недвижимое имущество справки с указанием долей государственного служащего и члена его семьи. При этом сведения о том, что государственный служащий пользуется долей (1/2) объекта недвижимого имущества, не принадлежащей ему на праве собственности, в подразд. 5.1 не вносятся.

В подразделе 5.2 Прочие обязательства отражаются сведения обо всех имевшихся на отчетную дату срочных финансовых обязательствах, сумма которых превышает 520 500руб. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 N82-ФЗ О минимальном размере оплаты труда минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011года составляет 4611руб. в месяц (по состоянию на 2012год).

В подразделе 5.2 подлежат указанию:

- договоры о предоставлении кредитов, в том числе при наличии у служащего кредитной карты с доступным лимитом овердрафта (в данной графе отражаются обязательства, возникшие в связи с имеющейся задолженностью по кредитной карте на конец отчетного периода свыше 461000руб.)

- договоры финансовой аренды

- договоры займа

- договоры финансирования под уступку денежного требования

- обязательства вследствие причинения вреда (финансовые) и т.д.

В графе 3 указывается вторая сторона обязательства (кредитор или должник), отражаются его фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица), адрес. Если служащий взял кредит в банке и является должником, в графе указывается вторая сторона обязательства (кредитор), например: ОАО Сбербанк России.

Обратите внимание!В случае если служащий по объективным причинам не может представить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, ему следует направить в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, заявление, в котором указываются причины непредставления необходимых сведений (раздельное проживание и т.д.). Данный факт подлежит рассмотрению комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданной в каждом федеральном государственном органе. В случае если по состоянию на конец отчетного периода ребенок государственного служащего является совершеннолетним, справка на него не представляется.

В какие сроки необходимо представить сведения?

Пунктом3 Положения N559 установлено, что сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденным формам:

- ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, - государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в администрации Президента РФ), установленные Перечнем

Данные сведения, а также информация о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений приобщаются к личному делу служащего (п.14 Положения N559).

Обратите внимание!Если государственный служащий обнаружил, что в представленных им в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения. Такие сведения могут быть направлены в течение трех месяцев после окончания срока, указанного в пп.б или в п.3 Положения N559.

Как осуществляется проверка сведений?

Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению утверждено Указом Президента РФ от 21.09.2009 N1065 (далее - Положение N1065).

Каковы последствия непредставления сведений?

Федерального закона N273-Ф3 невыполнение гражданином или лицом, указанным в ч.1 данной статьи, обязанности по представлению сведений является правонарушением, которое влечет освобождение его от замещаемой должности, увольнение с государственной службы.

В пункте15 Положения N559 содержится уточнение, что в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах государственный служащий освобождается от такой должности или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности согласно законодательству РФ. Виды дисциплинарных взысканий установлены ст.57 Федерального закона N79-ФЗ. Дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. В связи с этим представитель нанимателя имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:

- замечание

- выговор

- предупреждение о неполном должностном соответствии

- освобождение от замещаемой должности гражданской службы

- увольнение с гражданской службы.

Согласно п.2 ч.1 ст.59.2 Федерального закона N79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия к нему в случае непредставления служащим сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Контроль за соответствием расходов лиц,

замещающих государственные должности,

и иных лиц их доходам

1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность, расходов его супруги и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги за 3 последних года.

Закон устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих, в числе прочих, должности федеральной государственной службы, включённые в перечни, установленные нормативными правовыми актами Президента РФ (Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557, устанавливает перечень лиц, обязанных предоставлять справки о доходах), а также их супругов и несовершеннолетних детей.

Лицо, замещающее одну из входящих в перечни должностей, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за 3 последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках полученных средств, за счёт которых совершена сделка.

Сведения представляются в порядке, определяемом нормативными актами Президента РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (последние на сегодня отсутствуют).

Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершены вышеуказанные сделки на сумму, превышающую доход госслужащего и его супруги за 3 года, предшествующих сделке (статья 4 Закона). Информация в письменной форме может быть представлена:

-правоохранительными органами, иными госорганами, органами местного самоуправления или их должностными лицами, а также иными органами, перечисленными в законе,

-руководящими органами политических партий,

-Общественной палатой РФ,

-общероссийскими СМИ.

Информация анонимного характера не может послужить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами.

Контроль за расходами включает в себя:

-истребование сведений о расходах и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка, от лица, в отношении которого осуществляется контроль,

-проверку их полноты о достоверности,

-определение соответствия расходов и доходов.

Решение о контроле за расходами наших сотрудников принимается руководителем федерального государственного органа либо уполномоченным им должностным лицом.

Решение принимается отдельно в отношении каждого лица и оформляется в письменной форме.

Осуществляет контроль подразделение по профилактике коррупционных и иных проявлений или должностное лицо кадровой службы, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных проявлений. Не позднее чем через 2 рабочих дня со дня получения решения об осуществлении контроля за расходами это должностное лицо письменно уведомляет госслужащего, в отношении которого будет проводиться контроль, о принятом решении и о необходимости представить сведения. В случае ходатайства проводит беседу с госслужащим.

Проверка достоверности сведений проводится теми же должностными лицами в порядке, установленном Президентом РФ, самостоятельно или путём направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Доклад о результатах контроля представляется лицу, принявшему решение о его осуществлении, которое:

- может предложить рассмотреть результаты контроля комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов,

-информирует о результатах руководителя федерального государственного органа,

-вносит предложения о применении мер юридической ответственности, о направлении материалов в органы прокуратуры.

С письменного согласия лица, принявшего решение о контроле, информация о результатах контроля направляется в орган, который представил информацию, послужившую основанием для осуществления контроля.

Госслужащий, не представивший сведений, необходимых для осуществления контроля за расходами, подлежит освобождению от занимаемой должности, увольнению с государственной службы.

В случае если в ходе контроля устанавливается несоответствие расходов доходам, материалы направляются в органы прокуратуры.

Недвижимость и материальные ценности, приобретённые на средства, законность которых не подтверждена, обращаются в доход РФ по решению суда.

Начальник отдела

организации надзора Е.К.Больщикова