Организация работы по профилактике коррупционных проявлений

Организация работы по профилактике

коррупционных проявлений

Борьба с проявлениями коррупции в органах власти в России имеет длительную историю и берёт своё начало от времён Ивана Грозного и Петра I. Вопросам профилактики и борьбы с коррупцией уделялось внимание во времена Административной реформы 19 века, Советской власти.

Современное законодательство, в частности,Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ О противодействии коррупции» под коррупцией понимает:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами

б) совершение деяний, указанных в подпункте а», от имени или в интересах юридического лица.

В РФ имеется специальные нормативные акты общего характера о противодействии коррупции:

а) Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ О противодействии коррупции».

б) Указ Президента от 11.04.2014 года № 226 О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015».

Наряду с этим отдельные направления противодействия коррупции регулируются иными нормативными актами.

Можно выделить несколько групп нормативных документов, регламентирующих реализацию мер по противодействию коррупции на разных направлениях:

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов:

а). Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

б) постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

в) приказ Минюста РФ от 31 марта 2009 года № 92 Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность» и др.

2. Законодательство о государственной службе:

а) Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации»

б) федеральные законы о статусе отдельных категорий лиц, замещающих должности военной службы или службы в правоохранительных органах

в) нормативные правовые акты, регулирующие частные вопросы обеспечения исполнения установленных требований (указы Президента РФ о деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов, акты, утверждающие кодексы этики, стандарты антикоррупционного поведения и т.п.).

3.Законодательство о муниципальной службе и общее законодательство для государственной и муниципальной службы:

а) Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ О муниципальной службе в Российской Федерации»

б) постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 года № 700 О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» и др.

4. Нормативные акты, направленные на регулирование отношений в сфере оказания государственными (муниципальными) органами государственных услуг населению (так называемая административная реформа»):

а) Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

б) распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1021-р Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы» и т.п.

5. Законодательство, направленное на обеспечение конкуренции, в том числе при осуществлении закупок для государственных нужд и защиту юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

а) Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ О защите конкуренции»

б) Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

в) Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

г) Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

6. Законодательство, направленное на повышение открытости и прозрачности деятельности государственных и муниципальных органов:

а) Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

б) Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

К этим законам принято большое количество подзаконных актов, устанавливающих порядок выполнения соответствующих действий.

Антикоррупционные технологии по профилактике коррупционных проявлений, применяемые по отношению к государственным служащим, можно разделить на две большие группы: технологии, применяемые непосредственно к государственным служащим в целях недопущения проявления коррупции среди них и технологии, используемые самими госслужащими.

Особенность первой группы антикоррупционных мер – они направлены на самих государственных служащих. Результат их применения – воспрепятствование проявлению коррупции в деятельности самих чиновников.

Можно выделить следующие антикоррупционные технологии, применяемые к государственным служащим, в зависимости от их направленности:

1. Установление особых требований, запретов и ограничений в отношении государственных служащих.

Введение таких установлений оправдывается особым статусом государственных органов как элементов государственного механизма, которым делегированы функции управления государством.

К ним относятся следующие антикоррупционные меры:

1) Декларирование государственным служащим сведений о своих доходах, о доходах членов своей семьи.

Согласно Федеральному закону О государственной гражданской службе Российской Федерации», обязанностью государственного служащего является представление в установленном порядке сведений о своих доходах и доходах своей семьи.

Непредставление этих сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу является препятствием для приёма гражданина на работу и основанием для освобождения от замещаемой должности и даже для увольнения лица, замещающего должность государственной.

Эта мера направлена на затруднение возможности сокрытия госслужащим полученных незаконных доходов.

Сведения, поданные государственным служащим, в ряде случаев подлежат проверке. Данная процедура регламентируется Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 года № 1065 О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

2) Установление запретов на занятие определёнными видами деятельности.

Госслужащий имеет право наряду с основной работой заниматься и иной оплачиваемой деятельностью, но делать это он может лишь с предварительным уведомлением представителя нанимателя и только в случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Наряду с этим госслужащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, совмещать замещение должности гражданской службы с замещением государственной, муниципальной должности, оплачиваемой выборной должности в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, а также осуществлять предпринимательскую деятельность.

Также госслужащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы.

Таким способом законодатель создаёт препятствия для занятия госслужащими видами деятельности, которые могут повлиять на качество исполнения ими своих непосредственных обязанностей либо создать возможность использования вверенных чиновнику ресурсов в личных интересах.

3) Установление запретов на замещение должности государственной службы, если это связано с подчинённостью лиц, состоящих в родстве или свойстве.

Например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Эта мера направлена на избежание клановости и местничества в государственном управлении. На практике с реализацией этой нормы есть ряд проблем. Существует множество способов трудоустройства родственников в государственные органы путём избегания принципа прямого подчинения.

4) Установление запрета на получение госслужащим подарков, присуждение ему почётных званий.

Госслужащему запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.

Также установлены запреты на приём без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почётных и специальных званий политических партий, других общественных и религиозных объединений, если в должностные обязанности госслужащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

5) Установление запретов на оплату командировок частными и юридическими лицами.

Госслужащему запрещено совершать поездки за счёт средств физических и юридических лиц.

6) Установление запретов на использование государственного имущества в личных целях.

Госслужащему запрещено использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

7) Запрет на использование преимуществ должностного положения.

Госслужащим запрещено использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

8) Установление особых требований к служебному поведению государственного служащего.

Требования в основном повторяют запреты и ограничения, налагаемые на госслужащих и изложены в различных стандартах антикоррупционного поведения и кодексах этики госслужащих, утверждённых к настоящему времени во всех государственных и муниципальных органах власти. Разработан такой кодекс и в Роспотребнадзоре (приказ № 665 от 14.07.2011 г.).

9) Установление ограничений в отношении совершения отдельных гражданско-правовых сделок.

В случае если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

10) Установление оснований для увольнения с государственной службы за невыполнение требований, установленных антикоррупционным законодательством.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе при утрате представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ О противодействии коррупции».

11) Установление ограничений в отношении использования информации, полученной в связи с исполнением служебных обязанностей.

Госслужащий не имеет права разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

2. Установление требований к бывшим государственным служащим

Государственный служащий, замещавший должность, включённую в утверждённые перечни, в течение 2 лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы лишь с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Для получения разрешения государственный служащий должен обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов по месту предыдущей работы на государственной службе. Кроме того, такой работник в течение 2 лет обязан сообщать своему работодателю о последнем месте своей службы.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, установленные перечнями, в течение 2 лет после его увольнения с государственной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы.

3. Предотвращение (урегулирование) конфликта интересов

Понятие конфликт интересов» получило распространение в связи с утверждением антикоррупционного законодательства.

Согласно законодательству, гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.

То есть, конфликт интересов – это противоречие между личным интересом и служебным долгом.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или родителей, а также лиц, находящихся в близком родстве или свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Следует отметить, что законодатель не установил примерные виды конфликта интересов. Это вполне оправдано, поскольку очень трудно предусмотреть случаи таких конфликтов.

Роспотребнадзором в декабре 2012 года подготовлен Обзор типовых ситуаций возникновения конфликта интересов с учётом специфики деятельности, где рассмотрены конкретные ситуации, которые могут возникнуть при осуществлении надзорных функций, лицензирования, выдаче санэпидзаключений, регистрации продукции, возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях, расследовании инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, представлении в суде прав и законных интересов РФ, размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. Данный документ доведён до структурных подразделений 22 января 2013 года для изучения.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего.

Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.

Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Для этого он обязан в письменной форме уведомить своего представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Инструментом для предотвращения конфликта интересов являются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, создаваемые во всех государственных органах, в т.ч. в Управлении.

Необходимо чётко осознавать, что этот орган создаётся для содействия человеку в избежании последствий, способных наступить в случае появления такой информации у правоохранительных органов.

4. Установление зависимости между качеством исполнения госслужащим своих обязанностей и его карьерным ростом

Данная мера призвана создать условия для назначения на должность по способностям и деловым качествам, а не по знакомству» или по звонку». Порядок реализации этой технологии отражён в системе кадрового резерва и в принципе конкурсного отбора на должности государственной службы.

5. Участие надзорных и иных правоохранительных органов в контроле за госслужащими

Роль этих органов – осуществление внешнего контроля за деятельностью госслужащих.

Правоохранительные органы наделены правом инициирования проведения проверки в отношении госслужащих и полученных ими доходов. Они, в частности, органы прокуратуры, участвуют в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов.

Антикоррупционные технологии, применяемые непосредственно самими госслужащими для минимизации проявлений коррупции

Особенность этих антикоррупционных мер заключается в том, что они используются самими государственными служащими для предотвращения коррупции.

Результатом применения этих мер является воспрепятствование проявлению коррупции в деятельности не самих чиновников, а иных лиц. Здесь государственный служащий выступает как активный субъект антикоррупционных мер.

К ним относятся:

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Целью экспертизы является изучение нормативного акта или его проекта для выявления и устранения на этапе подготовки коррупциогенных факторов.

2. Анализ судебных решений о признании отдельных правовых актов или решений органов власти незаконными.

3.Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

4. Обеспечение участия общественности в принятии управленческих решений и повышения открытости деятельности властных органов.

Этой же цели могут служить создаваемые при органах власти общественные советы.

5. Регламентация оказания государственных услуг.

Целью этого является упорядочение и упрощение действий властных органов для облегчения получения гражданами тех или иных услуг. Элементами этой системы являются регламентация порядка оказания услуг в соответствии с административными регламентами, введение практики оказания услуг с использованием единого портала оказания госуслуг, учреждение многофункциональных центров и т.д.

Роспотребнадзором разработаны и внедрены Административные регламенты по проведению проверок, работе с обращениями, регистрации уведомлений, лицензированию, регистрации продукции, выдаче санэпидзаключений, информированию органов власти, санитарной охране территории.

В целях повышения качества и доступности государственных услуг, сокращения административных барьеров и избыточного государственного регулирования Роспотребнадзор участвует в межведомственном электронном взаимодействии на федеральном уровне. При предоставлении государственных услуг по лицензированию видов деятельности, регистрации отдельных видов продукции, выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности и проектную документацию осуществляется межведомственное электронное взаимодействие с территориальными органами ФНС России, Росздравнадзора, Росимущества, Федерального Казначейства, Росреестра.

6. Разработка и утверждение ведомственных, муниципальных, региональных программ противодействия коррупции. Эта технология направлена на повышение комплексности антикоррупционной работы.

8. Формирование и развитие антикоррупционной мотивации профессиональной деятельности государственных служащих.

Сюда можно отнести ротацию госслужащих, тестирование на знание предмета своих служебных обязанностей, заключение договоров со студентами, предоставляющих им право в случае успешного завершения обучения в высшем учебном заведении получить работу в государственном органе и т.п.